Тайны и легенды Подгорецкого замка на львовщине, где снимали советский фильм "Фильм Д'Артаньян и три мушкетера"

Этот таинственный и величественный замок, расположенный в 88 километрах от Львова, выглядит просто грандиозно. Неслучайного его выбрали для съёмок советского фильма «Три мушкетёра» – именно сюда мчался Д'Артаньян с подвесками для Её Величества королевы. У замка очень богатая история, а еще он хранит интересные, даже немного жуткие легенды. Несмотря на свою древность, этот каменный дворец с его неприступными укреплениями до сих пор вызывает восхищение.

Этот таинственный и величественный замок, расположенный в 88 километрах от Львова, выглядит просто грандиозно. Неслучайного его выбрали для съёмок советского фильма «Три мушкетёра» – именно сюда мчался Д'Артаньян с подвесками для Её Величества королевы. У замка очень богатая история, а еще он хранит интересные, даже немного жуткие легенды. Несмотря на свою древность, этот каменный дворец с его неприступными укреплениями до сих пор вызывает восхищение.

Таинственный Подгорецкий замок. /Фото:alexdoomer2009.livejournal.com

Таинственный Подгорецкий замок. /Фото:alexdoomer2009.livejournal.com

Здесь жили известнейшие династии

На том месте, где сейчас стоит замок, когда-то существовали древние каменные постройки. Например, упоминания о них встречаются в документах, датированных началом XVI века.

Замок, способный держать оборону, построили много веков назад. /Фото:alexdoomer2009.livejournal.com

Замок, способный держать оборону, построили много веков назад. /Фото:alexdoomer2009.livejournal.com

Коронный гетман Станислав Конецпольский, купивший эти земли в 1533-м у прежних владельцев, Подгорецких (Пiдгорецких), решил сделать на основе старинных построек помпезный замок, который по сути получился неким симбиозом дворца и бастионных укреплений. Если смотреть сверху, дворец представляет собой по сути квадрат, три стороны которого ограничивает ров, а четвертая заканчивается террасой со скульптурами.

С трёх сторон замок был окружён глубоким рвом.

С трёх сторон замок был окружён глубоким рвом.

Подгорецкий замок: при взгляде на него словно переносишься в Средневековую Европу.

Подгорецкий замок: при взгляде на него словно переносишься в Средневековую Европу.

Проектом занимались итальянский архитектор Андреа дель Аква и его французский коллега Гийом де Боплан, и на его осуществление ушло около семи лет. Дворцовый комплекс, выполненный в стиле барокко и позднего Ренессанса, современники сравнивали с Версалем.

Изначально это был дворцовый комплекс для титулованных особ. /Фото:temaretik.com

Изначально это был дворцовый комплекс для титулованных особ. /Фото:temaretik.com

По их воспоминаниям, здесь были все признаки роскоши: недремлющие часовые у орудий, парк с живыми павлинами (а впоследствии – еще и с театром) и даже якобы дрессированные медведи. Надпись на латинском, которую когда-то можно было прочитать при входе в замок (он, увы, не сохранился), гласила «Венец ратных трудов – победа, победа – триумф, а триумф – отдых». Уже значительно позже возле замка появился костёл.

Великолепный католический костел Воздвижения и Святого Иосифа появился здесь в середине XVIII века как фамильная усыпальница рода Ржевуских. /Фото:alexdoomer2009.livejournal.com

Великолепный католический костел Воздвижения и Святого Иосифа появился здесь в середине XVIII века как фамильная усыпальница рода Ржевуских. /Фото:alexdoomer2009.livejournal.com

В эпоху социализма в костеле находился автогараж. /Фото:alexdoomer2009.livejournal.com

В эпоху социализма в костеле находился автогараж. /Фото:alexdoomer2009.livejournal.com

Подгорецкий костёл в наши дни. /Фото:alexdoomer2009.livejournal.com

Подгорецкий костёл в наши дни. /Фото:alexdoomer2009.livejournal.com

Богатейшие интерьеры многочисленных залов и других помещений замка назывались тематически: Китайский зал, Зелёный, Зеркальный, Мозаичный и так далее. Каждому названию соответствовало свое оформление. Ну а стены в комнатах украшали не только фамильные портреты, но и репродукции картин великих живописцев (Рафаэль, Рубенс, Тициан, Караваджо).

План помещений второго этажа замка. /Фото:zamki-kreposti.com.ua

План помещений второго этажа замка. /Фото:zamki-kreposti.com.ua

Интерьер одного из залов, 1914 год. /Фото:zamki-kreposti.com.ua

Интерьер одного из залов, 1914 год. /Фото:zamki-kreposti.com.ua

Стоит отдельно рассказать и о парке, созданном в итальянском стиле. Он особенно поражал гостей: зелень полностью окутывала замок и другие постройки, скульптуры приводили в восхищение, а планировка и стиль озеленения были созданы с таким вкусом и фантазией, что даже самые высокие особы, посещавшие замок, впечатлялись.

Вид на Подгорецкий замок, XIX век. Худ. Наполеон Орда.

Вид на Подгорецкий замок, XIX век. Худ. Наполеон Орда.

Сад впечатлял даже больше,чем сам замок. /Фото:alexdoomer2009.livejournal.com/

Сад впечатлял даже больше,чем сам замок. /Фото:alexdoomer2009.livejournal.com/

Кстати, о знатных гостях. За всю историю замка их здесь побывало немало. Например, вскоре после его постройки, в 1646 году, замок посетил король Владислав IV. Гостили здесь император Австрии Франс Иосиф, писатель Оноре де Бальзак и даже Петр I. Говорят, именно под впечатлением от Подгорецкого дворца российский император велел выстроить Петергоф.

Знать въезжала в замок через помпезную арку с величественными колоннами.

Южная сторона замка. /Фото:zamki-kreposti.com.ua

Южная сторона замка. /Фото:zamki-kreposti.com.ua

Замок постоянно менял владельцев. Сначала внук коронного гетмана подарил владение вместе с прилегающими селами Подгорцы и Загорцы Яну ІІІ Собескому – знаменитому полководцу, королю польскому и великому князю литовскому. В 1720 году замок вместе с окружающими селами купил у Константина, сына Яна ІІІ Собеского, польский государственный и военный деятель Станислав Ржевуский. В 1728-м его сын Вацлав Ржевуский начал работы по масштабной реставрации замка.

Реставрация столь большого замка занимала годы. Фото:temaretik.com

Реставрация столь большого замка занимала годы. Фото:temaretik.com

Появились дополнительные пристройки, а число этажей увеличилось до трех. Вместе с тем был разобран подъемный мост и некоторые легкие постройки. Для гостей выстроили «гетманский заезд», который украшали солнечные часы.

С владельцем Вацлавом Ржевуским связан самый загадочный и мистический отрезок жизни замка. Во-первых, в последние годы жизни хозяин имения стал монахом-капуцином. Во-вторых, живший в замке после смерти Вацлава его сын Северин был известен как человек, помешанный на алхимических опытах и поисках кладов (он перекопал всю территорию вокруг замка в поисках сокровищ, якобы зарытых предками). Ну а наследник Северина большую часть времени проводил в путешествиях. В общем, неудивительно, что при таких владельцах замок пришел в упадок. Ситуацию усугубило еще и то, что с момента постройки он не раз страдал от набегов неприятеля.

Завсю историю существования замка его приходилось реставрировать несколько раз/temaretik.com

Завсю историю существования замка его приходилось реставрировать несколько раз/temaretik.com

К счастью, в именитой династии все-таки появился человек, неравнодушный к судьбе великолепного старинного здания. Вначале XIX века Лев Ржевуский начал приводить замок в порядок и в преклонные годы по причине бездетности передал его во владение князю Евстахию Сангушке при условии, что тот доведет реставрацию до конца. Тот выполнил наказ: великолепное здание было не только отреставрировано, но впоследствии в нем открылся музей.

Сейчас Над главными воротами, можно увидеть три фамильных герба тех знатных польских родов, которые в разное время владели замком. /Фото:zamki-kreposti.com.ua

Сейчас Над главными воротами, можно увидеть три фамильных герба тех знатных польских родов, которые в разное время владели замком. /Фото:zamki-kreposti.com.ua

Увы, Вторая Мировая война перечеркнула все усилия по восстановлению замка: он сильно пострадал, а в 1945-м еще и был разграблен военными. Еще четыре года спустя в великолепном замке с многовековой историей открыли туберкулезный санаторий. Но и это еще не все. Через несколько лет здесь случился пожар, причем настолько сильный, что огонь уничтожил почти всю внутреннюю обстановку.

Лишь в 1997-м, когда здание отошло Львовской галерее искусств, Подгорецкий замок начали реставрировать снова. Работа настолько объемна и затратна для местных властей, что она не прекращается и по сей день.

Легенды: реальные и выдуманные

Говорят, этот замок выполнял роль Парижской Ратуши в знаменитом советском фильме «Три Мушкетера». И это не слухи, а чистая правда. Если внимательно смотреть кинокартину, то в некоторых сценах можно разглядеть и характерную лестницу, и арку, и даже общий вид. Именно сюда Д'Артаньян-Боярский доставил подвески королевы. А вот сам бал, на котором томилась в ожидании монаршая особа, снимали в другом месте, ведь в то время в здании замка находился вышеупомянутый туберкулезный санаторий.

Замок можно увидеть в знаменитом советском фильме про мушкетеров. Кадры из кинокартины.

Замок можно увидеть в знаменитом советском фильме про мушкетеров. Кадры из кинокартины.

Еще одна легенда связана с именем владельца-алхимика. Любители мистики верят, что в подвале замка спрятана тайная лаборатория Северина Ржевуского, в которой могут храниться некие чудодейственные вещества, рецепты и записи о тайных знаниях.

C древним замком и особенно - с его подвалами связано несколько легенд об алхимии. /Фото:Zysko Serhii, wikipedia.org

C древним замком и особенно - с его подвалами связано несколько легенд об алхимии. /Фото:Zysko Serhii, wikipedia.org

Есть и третья легенда, которая также связана с Северином. Якобы у него была очень красивая супруга – внешне и по характеру полная противоположность нелюдимого мужа, помешанного на своих изысканиях. Наступил момент, когда мужчина стал стремительно стареть, а его жена – напротив, становиться все краше и как будто моложе. Однажды муж решил выпытать у нее секрет ее «вечной молодости», подозревая, что она пьет какое-то чудодейственное зелье. Он долго допрашивал супругу в подвале замка, но сколько бы ни пытал ее, добиться рецепта омоложения так и не смог. Единственным ответом жены было лаконичное и простое: «Нужно быть открытым и любить людей». Скорее всего, именно эта история породила жутковатые слухи о том, что в замки бродят привидения. Местные жители рассказывают что их якобы видели и работники туберкулезного санатория, и реставраторы.

Текст: Анна Белова

А вот

«Большая игрушка» Павла I

под Петербургом - замок, выстроенный не для практических целей, а больше для забавы.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

«Д’Артаньян и три мушкетёра» — популярный советский трёхсерийный музыкальный приключенческий телефильм по роману «Три мушкетёра» Александра Дюма-отца, созданный на основе мюзикла Марка Розовского «Три мушкетёра», который с большим успехом шёл в Московском ТЮЗе.

Режиссёр телефильма — Георгий Юнгвальд-Хилькевич.

Съёмки фильма проходили в 1978 году во Львове, Одессе, Свиржском замке, замке в Подгорцах и Хотинской крепости. Телепремьера на ЦТ — 25 декабря 1979 года.

После выхода этой картины уже достаточно известные в кино артисты Михаил Боярский, Валентин Смирнитский, Игорь Старыгин и Вениамин Смехов стали суперзвездами. Сотни мальчишек подражали им, многочисленные детские игры свелись к играм в мушкетёров.

Предлагаю посмотреть сравнительные фотографии тех мест, которые мы видим в фильме, и как они выглядят на самом деле.

Внутренний двор Свиржского замка (с. Свирж Перемышлянского р-на Львовской обл.)

Во дворе монастыря бернардинцев. ( XVII-XVIII ст.) - Львов, Соборная пл.,1-3.

Вид на Глинянскую башню и костел со двора монастыря. Бернардинский монастырь ( XVII-XVIII ст.) - Львов, Соборная пл.,1-3.

Фрагмент оборонной стены Бернардинского монастыря. ( XVII-XVIII ст.) Львов, Соборная пл.,1-3.

Фрагмент улицы Снижной во Львове

Портал дома Львов, ул. Снижна, 1.

Во дворе Армянского собора. Ансамбль сооружений армянской общины (XIV-н.XX ст.) - Львов, улица Вирменская, 7-13.

Портал Дворца искусств. Бывший дворец Потоцких (1880-1890 гг.) - Львов, ул. Коперника, 15.

Ансамбль собора Св.Юра, въездные ворота. Ансамбль собора Св.Юра (XVIII ст.) - Львов, Пл. Св.Юра, 5.

Лестница собора Св.Юра Собор Св.Юра (XVIII ст.) - Львов, Пл. Св.Юра, 5.

Дворец искусств с тыла. Бывший дворец Потоцких (1880-1890 гг.) - Львов, ул. Коперника, 15.

Дворец искусств с тыла. Бывший дворец Потоцких (1880-1890 гг.) - Львов, ул. Коперника, 15.

Львов, улица Друкарская.

Скульптурная композиця "Иисус во гробе" возле Латинского Кафедрального собора. - Львов, Катедральная пл.

Аркада Армянского собора. Ансамбль сооружений армянской общины (XIV-н.XXст.) - Львов, ул.Вирменская, 7-13

Продолжение следует...

ИсточникСмотрите также фотоэкскурсию по местам где снимали наш замечательный фильм «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»:Мои предыдущие посты:

Съемки начались с натурных эпизодов. Снимали эпизод драки д'Артаньяна с Рошфором из начала фильма. Там герой Боярского, спасаясь от людей Рошфора, должен был выпрыгнуть с деревянной балюстрады на уровне пятого этажа и приземлиться на стог сена, под которым были спрятаны картонные коробки. Естественно, за актера этот прыжок должен был осуществить каскадер.

Как снимали фильм «Д'Артаньян и три мушкетёра». ч.2 Мушкетеры, Дартаньян, Фильмы, СССР, Как снимали, Длиннопост

Геннадий Макоев демонстрирует технику прыжка Михаилу Боярскому в сцене драки на площади Менга. Львов. 1978

Но Боярский внезапно решил прыгнуть сам. Причем настаивал на этом решительно: дескать, мой герой ничего не боялся, значит и мне негоже прятаться за спину каскадера. Короче, ему разрешили. Далее послушаем рассказ Г. Юнгвальд-Хилькевича:

Как снимали фильм «Д'Артаньян и три мушкетёра». ч.2 Мушкетеры, Дартаньян, Фильмы, СССР, Как снимали, Длиннопост

Михаил Боярский прыгает со стены в драке на площади Менга. 1978. Львов.

«Смотрю наверх, а Боярский стоит на антресоли бледный. Думаю: не прыгнет. А он разбежался и… Я только успел скомандовать: «Камеры. Мотор!». И,., ба-бах! Боярский уже внизу. Провалился в сено. На площадке воцарилась тишина. Все замерли. Наконец показалась его голова.

Спрашиваю:

— Миша, ты как? Ноги? Руки? Целые? Он:

— Все в порядке. А сколько за трюк платят?

У всех — гора с плеч, отвернулись, разговариваем. Вдруг слышу за спиной: БА-БАХ! Поворачиваюсь, а это, оказывается, Боярский прыгнул второй раз. Без камер, без всего, просто так.

— Миша, ты что? С ума сошел? А он мне:

— Первый раз ничего не понял. Я должен был это почувствовать.

Говорил, что хотел заработать друзьям на ресторан. Но на самом деле себя на прочность пробовал...»

Как снимали фильм «Д'Артаньян и три мушкетёра». ч.2 Мушкетеры, Дартаньян, Фильмы, СССР, Как снимали, Длиннопост

Михаил Боярский прыгает с городской стены Менга. Львов.1978.

«Дворцовые» эпизоды снимали по ночам во львовском Дворце бракосочетаний. Там впервые на съемочной площадке объявилась Алиса Фрейндлих, игравшая Анну Австрийскую. Хилькевич с нетерпением ждал ее появления и был абсолютно уверен, что такая опытная актриса сыграет все свои эпизоды на одном дыхании. А что вышло? Фрейндлих внезапно заявила, что не знает, как играть ее героиню. В ответ Хилькевич начал рассказывать актрисе чуть ли не всю биографию героини: о том, что она была полуиспанка-полунемка, что она была затравлена, терпела издевательства кардинала, которому она однажды посмела отказать в близости и т. д. и т. п. Но это мало помогло. Выслушав длинный рассказ режиссера, актриса вновь спросила: «Как играть-то?» А время час ночи, надо снять важный эпизод с подвесками (их королеве приносит д'Артаньян), но актриса капризначает, требуя от режиссера показать ей «зерно роли». Что делать? Спасение пришло неожиданно.

Как снимали фильм «Д'Артаньян и три мушкетёра». ч.2 Мушкетеры, Дартаньян, Фильмы, СССР, Как снимали, Длиннопост

Фрейндлих внезапно задалась вопросом, почему королева подарила своему любовнику столь заметную вещь, как подвески. Хилькевича вопрос озадачил, и он взял десятиминутный тайм-аут на раздумья. И тут его осенило. «Подвески она подарила потому, что единственное, чем она могла насолить королю, так это отдать его же подарок! Испанское проявление непокорности наряду с австрийской расчетливой холодностью». Так было найдено «зерно роли». С этого момента Фрейндлих стала играть свою героиню именно в этих красках.

Между тем первый скандал на съемках фильма грянул в том же апреле. Внезапно взбунтовались актеры. Причем, по делу. Дело в том, что директор картины Михаил Бялый решил сэкономить на них и поселил в гостинице «Колхозная». А сервис в ней соответствовал названию — то есть его там вообще не было. Прожив там пару дней, артисты решили, что с них хватит и в знак протеста… завалились спать в номер «люкс» в другой гостинице, где жил режиссер Юнгвальд- Хилькевич. Далее послушаем его собственный рассказ:

«Я прихожу к себе в номер после съёмки, открываю двери и вижу: все артисты — у меня. На моей кровати торчат ноги в чулках — спит Рита Терехова. Ноги запачканы, потому что она туфли сняла и ходила босиком. На другой кровати спит Смехов, на третьей — Смирнитский. У меня был двухкомнатный номер с кучей кроватей и диванов. Я жил с женой Татьяной. Она у меня вторым режиссером была на картине.

Я захожу. Они проснулись. Смотрят на меня зло и молчат.

Я говорю:

— Понял. Сейчас директора приглашу.

Набираю телефон Бялого и говорю: «Михаил Абрамович, зайдите, пожалуйста».

Пришел Бялый. Я улыбаюсь ему и приглашаю войти. А сам вышел в коридор. Слышу за дверью дикий мат…

Через минуту выходит Бялый, красный как свекла:

— Ну, что? — спрашиваю.

— Вы были правы, Георгий Эмильевич. Это очень хорошие актеры, им нужно сделать номера, лучшие во Львове.

Ушел и расселил их тут же...»

Как снимали фильм «Д'Артаньян и три мушкетёра». ч.2 Мушкетеры, Дартаньян, Фильмы, СССР, Как снимали, Длиннопост

Съёмочная группа «Трёх мушкетеров».

Между тем съемки шли в ускоренном темпе, поскольку заказчик в лице Гостелерадио поставил условие закончить работу в кратчайшие сроки — по 22 съемочных дня должно уходить на каждую серию (а их намечалось три). Однако даже в этом бешеном ритме съемок актеры находили время для пьянок и гулянок. Вот как об этом вспоминает режиссер Г. Юнгвальд-Хилькевич:

«Во Львове с утра они наряжались в свои мушкетерские доспехи и так жили весь день. Ходили в ресторан, в столовую, за пивом. Так и спали.

Как снимали фильм «Д'Артаньян и три мушкетёра». ч.2 Мушкетеры, Дартаньян, Фильмы, СССР, Как снимали, Длиннопост

Внимание к «Трем мушкетерам» было колоссальное. Во Львове следом за нами во время съемок ездила «Волга». Я никак не мог понять: почему? Решил, что просто какая-нибудь поклонница преследует кого-то из актеров. Потому что, кроме «Волги», еще целый автобус с женщинами, влюбленными в мушкетеров, не отставал от съемочной группы ни на шаг. Там были и жены высокопоставленных работников. Красотки, длинноногие. Каждый день гонялись за нами в автобусе. Мы останавливаемся снимать, а они уже тут как тут. Где-то метрах в двадцати от замка, который мы снимали, раскидывалась скатерть, на ней выставлялись шикарные ужины, обеды, с выпивкой, конечно. Для нас это было настоящим мучением.

Как снимали фильм «Д'Артаньян и три мушкетёра». ч.2 Мушкетеры, Дартаньян, Фильмы, СССР, Как снимали, Длиннопост

И что вы думаете? Оказывается, в той «Волге» была вмонтирована канистра размером с багажник, полная вина. С краником, к которому мои дорогие мушкетеры все время прикладывались...»

А вот как вспоминает о тех съемках актер Лев Дуров, который играет капитана королевских мушкетеров де Тревиля:

Как снимали фильм «Д'Артаньян и три мушкетёра». ч.2 Мушкетеры, Дартаньян, Фильмы, СССР, Как снимали, Длиннопост

«Все говорят, что лошади дальтоники. Но я-то теперь знаю, что это неправда. Моя лошадь, к примеру, реагировала на голубой цвет. Почему-то ее раздражала эта ориентация. Как только видела голубые камзолы, начинала беситься, лезла на чугунную изгородь. А так как я уже на ней начал сниматься, подменить лошадь было нельзя. И вот в одном эпизоде высыпали голубые камзолы, лошадь, как водится, взбесилась и понесла. Мы снимали в старинном замке, который в советские времена переделали под Дворец бракосочетаний. И вот лошадь меня вынесла через арку дворца на главную улицу Львова, прямо в автомобильный поток. Представляете себе квадратные глаза автомобилистов, прохожих? Я — среди машин, в шляпе с перьями, шпага на боку, кресты на спине и на груди. Скачу, делаю вид, что так каждый день на работу езжу. Когда я подумал, сколько же можно так скакать, впереди показался милиционер-регулировщик. Я выбросил руку налево, для поворота, он совершенно ошалевшими глазами посмотрел на меня, остановил движение, показал мне палочкой, и я свернул. Получилось, что я сделал круг и въехал обратно во двор этого Дворца бракосочетаний. А там уже царила паника: «Куда делся Дуров?». Пришлось сказать, что я таким образом и сам размялся, и лошадь разогрел. Честно говорить никому не стал, потому что тут же представил, сколько было бы хохота, они издевались бы надо мной до конца картины. Зато в самом городе после этого случая много разговоров было!..»

Вспоминает В. Балон(он играл роль злодея де Жюссака):

Как снимали фильм «Д'Артаньян и три мушкетёра». ч.2 Мушкетеры, Дартаньян, Фильмы, СССР, Как снимали, Длиннопост

«Нас было четверо (имеются в виду Боярский, Смирнитский, Старыгин, Балон, а Смехов приезжал на съемки реже остальных), и все у нас было поровну. После того как нас поселили в «Ульяновскую», мы решили обмыть это событие. Приглядели мамзельку на кассе в магазине, этакую томную, с маникюром и взором зовущим, пригласили ее к себе в номер. Конечно же, об этом тут же забыли, но в разгар нашего сабантуя она заявилась. Пару часов посидела с открытым ртом, послушала наши россказни и убежала. А еще через некоторое время на пороге появляется солидный грузин. Мы уже вдымину пьяные были и никак не могли понять, что ему от нас надо. Грузин вытащил из кармана связку ключей, протягивает нам и говорит: «Та дэвушка, которая у вас была, — моя любовница. Я директор магазина напротив. Вот вам ключи от винного склада — пользуйтесь, только прошу вас, оставьте ее в покое. Я ее лублу!» В знак согласия мы выпили. И скажу честно, мы старались не злоупотреблять подарком. Но это было время, когда после 19.00 достать спиртное было просто невозможно, а тут «Посольская», «Лимонная»… Разве ж устоишь? Конечно, мы записывали, сколько взяли бутылок, в надежде, что когда-нибудь расплатимся, но… скромные доходы советского артиста никак не успевали за нескромными запросами.

Когда съёмки во Львове уже близились к концу, грянул новый скандал. На этот раз гораздо серьезнее, чем все предыдущие, поскольку на этот раз актеров обвинили… в антисоветской пропаганде. А случилось следующее.

Как мы помним, съёмочную группу поселили в одну из лучших гостиниц города — «Ульяновскую», принадлежавшую обкому. И практически все номера в ней были нашпигованы «жучками», имевшими прописку в львовском КГБ. А актёры, как мы помним, чуть ли не каждый день после съемок устраивали в своих номерах пьяные посиделки с девочками, на которых не только похвалялись кусками из своих ролей, но и травили анекдоты, а Боярский даже пародировал самого Брежнева. В итоге режиссера фильма Юнгвальд-Хилькевича вызвали в КГБ. «Вы знаете, что ваши артисты пародируют Брежнева?» — спросили его с порога. «Нет», — честно ответил режиссёр. «А что они кроют матом Ленина?» Тут Хилькевичу вовсе стало дурно. «Не верите? — продолжали бушевать чекисты. — Тогда мы вам это сейчас продемонстрируем». И они включили гостю магнитофонную ленту, на которой Лев Дуров называл вождя мирового пролетариата фашистом и лысым кретином. Услышав это, Хилькевич понял, что фильм вот-вот накроется медным тазом, а всю съемочную группу ждут Соловки. Надо было срочно спасать и себя и всех остальных. Но как? Идея пришла в тот самый момент, когда чекистский палец нажал на кнопку «стоп» в магнитофоне. Режиссер сказал: «Я вас прекрасно понимаю. Но и вы нас поймите. Это же артисты. Они — обезьяны. Они и меня кривляют постоянно, и директора фильма. Они же без этого не могут. Хотя и говорят они такое, все равно они патриоты своей родины. Ведь Чехов тоже ругал русский народ. И — ничего». Короче, ему удалось убедить чекистов, что больше таких случаев в его группе не будет. И слово свое сдержал. Когда он рассказал об этой встрече актерам, те перепугались и с тех пор завязали и с анекдотами, и с пародиями. Но не с пьянками-гулянками.

Как снимали фильм «Д'Артаньян и три мушкетёра». ч.2 Мушкетеры, Дартаньян, Фильмы, СССР, Как снимали, Длиннопост

Съёмки во Львове продолжались до 15 июля, после чего группа перебазировалась к себе на родину, в Одессу, чтобы продолжить работу в тамошних павильонах. Жить актеров определили в гостинице «Куряж». Как и во Львове, жизнь там тоже забила ключом. Однажды Хилькевич после съемки пришел к себе в номер, лег в кровать, а там… голая женщина. Ждет режиссера. Хилькевич так и не разобрался, откуда она там взялась: то ли сама пришла, будучи поклонницей режиссера, то ли «мушкетеры» прислали в качестве подарка. Хилькевич впал в такой раж, что выгнал дамочку в коридор в чем мать родила, а вещички в щель просунул. Потом лежал и думал: может, зря выгнал?

В другом инциденте фигурировал актер Трофимов. «Мушкетеры» заманили его на свою гулянку и напоили, хотя прекрасно были осведомлены, что тот не пьет. В итоге съемочная группа собралась на съемки, а Трофимова нет. Хилькевич отправился за ним в гостиницу и нашел его… в туалете. Актер с безумным лицом сидел на полу, обхватив руками унитаз и «вызывал Ихтиандра». Кардинал, конечно, это — не мушкетёр

Натурные эпизоды фильма снимались в Каменец-Подольске. Там сняли «осаду Ла-Рошели», когда мушкетеры сдерживают натиск тысячной вражеской армии. Во время съемок эпизода «Сен-Жермен» стало плохо Смирнитскому — у него схватило сердце. Боярский, который был «под градусом», так перепугался, что стал делать ему массаж груди. Причем так неумело, что Смирнитский возопил: «Да пусти ты, сука, мне дышать нечем!» Актера увезли в больницу, где более профессионально подготовленные люди сумели спасти его от самого худшего.

— Я вернусь! — кричал он, когда его погружали в «скорую».

Как снимали фильм «Д'Артаньян и три мушкетёра». ч.2 Мушкетеры, Дартаньян, Фильмы, СССР, Как снимали, Длиннопост

Сцену «марлезонского балета» снимали в Одесском оперном театре. Там в качестве пострадавшего оказался уже сам Боярский. Снимали эпизод, где он отбивается от нескольких гвардейцев кардинала. Рядом стоял Борис Клюев, игравший Рошфора, который по сюжету в схватке не должен был участвовать. Но его, видимо, охватил такой азарт, что он не сдержался, выхватил шпагу и ткнул ею Боярского в лицо. Кончик шпаги попал аккурат в нёбо д'Артаньяна. (По версии постановщика трюков, каскадёра Николая Ващилина Боярского ранил не Б. Клюев, а В. Балон, который разрабатывал эту сцену во время отсутствия Ващилина. Сам же Борис Клюев опроверг эту версию, признав в одном из интервью, что он совершенно случайно травмировал Боярского, поскольку тот появился на съёмочной площадке нетрезвым). Когда уже в больнице актеру сделали рентген, выяснилось, что всего сантиметра не хватило до мозга. Съемки «бала» пришлось отложить. Его сняли несколько дней спустя, но уже в другом месте — во Дворце моряков. Причем руководство Дворца согласилось пустить к себе киношников только с условием, если Боярский даст у них бесплатный концерт. И пришлось актёру, у которого еще не зажило нёбо, два часа драть глотку на сцене. Как ни странно, от этой гимнастики связки зажили моментально. Господь его сохранил за такой подвиг.

Как снимали фильм «Д'Артаньян и три мушкетёра». ч.2 Мушкетеры, Дартаньян, Фильмы, СССР, Как снимали, Длиннопост

Съёмки фильма продолжались до 9 августа. Затем в течение трёх месяцев шел монтаж трёх серий. Гонорары исполнителям главных ролей были выплачены следующие: М. Боярский — 3225 руб., В. Смехов — 2138 руб., В. Смирнитский — 2105 руб., И. Старыгин — 2100 руб., В. Балон — 1200 руб., Л. Дуров — 960 руб., И. Алферова — 825 руб., О. Табаков — 800 руб., А. Фрейндлих — 780 руб. Автор музыки Максим Дунаевский получил 3500 рублей за 1-ю серию и 1750 рублей за две остальные.

Между тем ряд исполнителей пришлось озвучивать другим актерам. Так, за Игоря Старыгина говорил другой Игорь — Ясулович.

Как снимали фильм «Д'Артаньян и три мушкетёра». ч.2 Мушкетеры, Дартаньян, Фильмы, СССР, Как снимали, Длиннопост

Спросите почему? Дело в том, что у Старыгина небольшой дефект речи, которого у Арамиса быть не могло. Александра Трофимова озвучивал Михаил Козаков,

Как снимали фильм «Д'Артаньян и три мушкетёра». ч.2 Мушкетеры, Дартаньян, Фильмы, СССР, Как снимали, Длиннопост

а Ирину Алферову — Анастасия Вертинская.

Как снимали фильм «Д'Артаньян и три мушкетёра». ч.2 Мушкетеры, Дартаньян, Фильмы, СССР, Как снимали, Длиннопост

Рассказывает Г. Юнгвальд-Хилькевич:

«Перед Ирой Алферовой — госпожой Бонасье я испытываю вину, потому что не вложил в нее столько режиссерской любви и заботы, как, например, в Алису Фрейндлих или Лену Цыплакову. Дело в том, что Ира была мне навязана. И это меня очень раздражало. Алферова нравилась руководству телевидения, потому что хорошо снялась в «Хождении по мукам». Я хотел утвердить Женю Симонову, но мне не дали. Ира не знала этого. У нас были нормальные отношения, и она осталась довольна своей ролью. Но ей было трудно на съемках. Были проблемы с музыкальностью. Ей было тяжело танцевать и петь одновременно. Она немного сутулая. Бонасье Жени Симоновой была бы более изыскано-хитрой, лукавой, ускользающей. А Ира Алферова — глубоко славянский тип. И французская легкость просто ей несвойственна. Я же не изменил своего замысла по прочтению этого образа и натаскивал Иру на то, что с легкостью могла бы сделать Симонова. Вот за это я чувствую перед Алферовой неловкость. Мне надо было идти от ее способностей, ее дарования. От ее грубоватого голоса. Бонасье могла быть и такой — с низким голосом, как у самой Алферовой. Надо было построить на этом комедию, ведь из всего можно смех выжать. Например, в знаменитом фильме, где д'Артаньяна играл Майкл Йорк, госпожа Бонасье была такой милой, дико неуклюжей женщиной, которая все время стукается, падает, переворачивается вверх ногами, катается по полу. Это было очень смешно. И я мог придумать что-то в этом духе. Но я «подтаскивал» индивидуальность Иры под свою идею образа. Я чувствую себя виноватым перед Ириной Алферовой еще и потому, что подтянул роль к голосу. Тот тембр Насти Вертинской, тот звук, такой высокий, звенящий, очень подходил к образу Бонасье. Только внешность осталась Алферовой.».

Как снимали фильм «Д'Артаньян и три мушкетёра». ч.2 Мушкетеры, Дартаньян, Фильмы, СССР, Как снимали, Длиннопост

Нельзя, рассказывая об этом фильме, не упомянуть композитора Максима Дунаевского.

Рассказывает Г. Юнгвальд-Хилькевич:

«Я любил работать с Дунаевским. Почему? Потому что Максиму всегда было можно рассказать словами, что я хочу. Когда я начинал снимать «Трёх мушкетёров», песни нужно было заменить, или придать им новую современную интерпретацию.

Макс меня понял и сделал это. Но, увы, это создало первую конфликтную ситуацию с авторами сценария. Неизмененными остались два номера — песня «О кардинале»: «Ли-ла-ли-ром» и дуэт с Констанцией. До сих пор эти номера, как бельмо на глазу. Кроме этого, был необходим шлягер — песня мушкетёров. И я напел, вернее, наговорил ритм и привёл музыкальный пример Максиму из пародийного американского фильма о трех мушкетерах. Ритм должен был определять стук копыт. И сказал, что эта песня должна нравиться всем, чтобы её было легко спеть. Чтобы все, начиная от пьяниц, заканчивая детьми, смогли это спеть. И Дунаевский написал мелодию для «Пора-пора». А Ряшенцев, несмотря на то, что Розовский категорически возражал и мы были в конфликте по поводу музыкальной концепции фильма в целом, как человек талантливый, переступил через собственные амбиции и, загоревшись от мелодии, удачно подтекстовал её. Тогда и появился шлягер».

Как снимали фильм «Д'Артаньян и три мушкетёра». ч.2 Мушкетеры, Дартаньян, Фильмы, СССР, Как снимали, Длиннопост

Вениамин Смехов с Максимом Дунаевским во время съемок мушкетеров.

Почти все трюки и фехтование в фильме были придуманы, разработаны и поставлены Николаем Ващилиным, с которым Одесская киностудия заключила договор на этот счёт. Все драки, скачки, падения разрабатывал и ставил он. По этим разработкам формировалась смета фильма, шились костюмы, изготавливали реквизит.

Как снимали фильм «Д'Артаньян и три мушкетёра». ч.2 Мушкетеры, Дартаньян, Фильмы, СССР, Как снимали, Длиннопост

Николай Ващилин — режиссёр трюковых эпизодов фильма «Д'Артаньян и три мушкетёра». Львов.

Ко времени «Трех мушкетеров» актерам уже запретили рисковать собой во время съемок картин. «Лихачить» разрешили исключительно специалистам. В действие были введены «Правила по технике безопасности и производственной санитарии на киностудиях СССР», согласно которым «исполнение опасных трюковых кадров (полеты в воздухе, прыжки с высоты, прыжки в воду, падения и т. п.), связанные с каким-либо риском для жизни или здоровья исполнителей, должно поручаться лишь актерам, прошедшим специальную подготовку. В противном случае эти действия должны выполняться специалистами-дублерами».

Как снимали фильм «Д'Артаньян и три мушкетёра». ч.2 Мушкетеры, Дартаньян, Фильмы, СССР, Как снимали, Длиннопост

Николай Ващилин репетирует фехтовальную сцену с Арамисом (Игорем Старыгиным) в монастыре Де Шо. Львов.1978

Каскадёры дублировали многих актёров в опасных эпизодах

Как снимали фильм «Д'Артаньян и три мушкетёра». ч.2 Мушкетеры, Дартаньян, Фильмы, СССР, Как снимали, Длиннопост

Костюмерша одевает в костюм Портоса каскадёра Николая Ващилина для дублирования Смирнитского в опасных трюках. Справа каскадёр Сергей Васильев. Львов.1978

Как снимали фильм «Д'Артаньян и три мушкетёра». ч.2 Мушкетеры, Дартаньян, Фильмы, СССР, Как снимали, Длиннопост

Михаил Боярский и дублерша Миледи Лара Джаркас на съёмках фильма Д'Артаньян и три мушкетёра. Львов. 1978

Как снимали фильм «Д'Артаньян и три мушкетёра». ч.2 Мушкетеры, Дартаньян, Фильмы, СССР, Как снимали, Длиннопост

Каскадеры — Маккоев, Ващилин, Павлюк, Васильев, Кринский во дворе Одесской киностудии в перерыве съёмок драки в Красной голубятне и Таверне. Одесса.1978

Рассказывает Н. Ващилин

«Картину мы снимали три месяца. Первый месяц «мушкетеры» у меня ходили строем: репетиция утром, вечером… Но где-то через месяц артисты заметно расслабились. Что вполне объяснимо: когда треть картины снята, никто не будет менять исполнителей. Помню, утром предстояло снимать сложнейшую сцену «засады Арамиса», надо скакать, а они все пьяные! И я понимаю, что все может закончиться печально. И отказался ставить подпись в журнале: не буду брать на себя ответственность! Съемку отменили, Георгий Эмильевич на артистов «спустил собак», на меня рассердился. Так «мушкетеры» меня тихо возненавидели. Хотя после завершения трюковых съемок в Одессе расстались хорошо: они мне теплые слова говорили, пожелания на фото написали, мы выпили шампанского, и я уехал».

Как снимали фильм «Д'Артаньян и три мушкетёра». ч.2 Мушкетеры, Дартаньян, Фильмы, СССР, Как снимали, Длиннопост

Монтаж фильма был закончен 25 декабря. Вдруг грянул скандал. Его инициаторами стали авторы сценария Марк Розовский и Юрий Ряшенцев, которые подали в суд на Хилькевича.

Режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич, закончив работу над фильмом «Д'Артаньян и три мушкетера», никак не мог добиться выпуска его на экран. А все потому, что против выступили его соавторы — сценаристы Марк Розовский и Юрий Ряшенцев, которые обвинили его в самовольной переделке сценария и присвоении их доли гонорара. Но суд встал на сторону режиссёра, объявив, что Хилькевич на авторство не претендует, ничего не получал и даже не интересуется гонораром. И в титрах его фамилия в качестве сценариста не стоит.

Как снимали фильм «Д'Артаньян и три мушкетёра». ч.2 Мушкетеры, Дартаньян, Фильмы, СССР, Как снимали, Длиннопост

Премьера фильма «Д'Артаньян и три мушкетера» состоялась 25—27 декабря 1979 года. И с тех пор этот фильм, которому скоро исполнится 38 лет, по-прежнему радует зрителя.

ссылка на оригинальный пост: http://back-in-ussr.com/2017/08/kak-snimali-film-dartanyan-i...

ссылка на первую часть: http://back-in-ussr.com/2017/08/kak-snimali-film-dartanyan-i...

Где и как снимали советские кинохиты

25 декабря 1979 года на экраны Центрального телевидения вышла первая серия фильма  «Д'Артаньян и три мушкетёра». Эта картина по сей день остается в списке самых любимых советских кинолент. Песни Максима Дунаевского из этой ленты стали почти народными, а актеры-мушкетеры — кумирами.

Но мало кто знает, сколько заэкранных приключений выпало на долю режиссера и исполнителей главных ролей... Тридцать лет назад театральный режиссер Александр Товстоногов  вместе с Марком Розовским, Юрием Ряшенцевым и Максимом Дунаевским подарили еще одну сценическую жизнь легендарному роману Дюма «Три мушкетёра». Товстоногов осуществил постановку этой пьесы в московском ТЮЗе. Один из спектаклей посмотрел высокий чин из Госкино и, весьма впечатлившись, дал «добро» на кинематографическую жизнь истории о доблестных мушкетерах. Заявка на съемки фильма была отправлена в Одессу. Режиссером стал  Георгий Юнгвальд-Хилькевич, который роман знал почти наизусть. Дунаевский впоследствии переписал музыку, а тексты песен Юрия Ряшенцева остались нетронутыми. Юнгвальд-Хилькевич сразу решил на роль Людовика пригласить Олега Табакова, а на роль Анны Австрийской — Алису Фрейндлих. Режиссер был уверен, что эти актеры — залог успеха картины. Перед Табаковым поставили задачу сыграть человека маленького роста, который хочет казаться выше. 

Разночтений не возникло только у этих двух героев - Людовика XIII  и его жены. Но вот прочие персонажи могли сменить свое обличье полностью за день до начала съемок.

Спустя тридцать лет после премьеры первых «Мушкетеров» вообразить, что русским Д'Артаньяном мог оказаться не Боярский, также подозрительно с точки зрения мировой гармонии, как разлучить Семен Семеновича Горбункова с Юрием Никулиным, а Штирлица — с Вячеславом Тихоновым. Но в параллельном мире, где в 1977-м результаты проб оказались немножко другими, сейчас показывают тот же самый фильм, но с другими титрами — Симонова, Соловей, Абдулов, Ливанов, Костолевский. Список странный, но именно так мог выглядеть наш главный куртуазный фильм. Боярский, кстати, тоже здесь играет. Но не Д'Артаньяна, а Рошфора.

Д'Артаньян: Абдулов vs Боярский

Главной точкой расхождения во всей этой истории остается, конечно же, роль гасконца, которого вместо утвержденного Александра Абдулова сыграл Михаил Боярский.  Михаила Боярского пригласили пробоваться на роли Рошфора, Атоса, Арамиса — на выбор. Когда же его нарядили в мушкетерский костюм и он зашел в павильон, там воцарилась восхищенная тишина. Так Боярский стал Д'Артаньяном,  но поверить, что актер изначально не метил на роль гасконца невозможно. Абдулов  был очень расстроен тем фактом, что его жену, Ирину Алфёрову, утвердили на роль Констанции, а ему отказали от главной роли. Ведь об этой роли Александр мечтал очень давно, даже учился и добился высокого спортивного разряда в фехтовании. Но все же в роли Д'Артаньяна Михаил Боярский был убедительнее.

Огромный успех фильма является стопроцентной заслугой Михаила Боярского. Большой успех картины держится на его голосе и мощной энергетике.  Актер решительно отказался от дублеров, хотя в фильме было полным-полно сложных трюков. Он отважно прыгал с высоты пятнадцать метров, а затем радостно бежал наверх и повторял прыжок. Так он хотел заработать на пирушку (за каскадерский трюк платили 50 рублей), но зря старался — оплачивался только первый прыжок. Во время фехтования с Борисом Клюевым (Рошфором) Боярский так вошел в роль, что, схватив зубами его шпагу, сломал зуб. А в другой раз шпага противника попала ему в верхнее небо, не дойдя до мозга каких-то пару сантиметров. Актера увезли в больницу, но молодость взяла свое — через несколько дней Боярский, не долечившись, примчался на съемки. 

Атос: Ливанов vs Смехов

На роль Атоса единственным утверждённым кандидатом был Василий Ливанов, однако он, по каким-то таинственным причинам, самоустранился, и Хилькевичу пришлось искать замену в «Театре на Таганке». Увидев в Театре на Таганке, дававшем "Мастера и Маргариту", Вениамина Смехова в роли Воланда, раздосадованный режиссер, не раздумывая, предложил ему стать Атосом.  Смехов согласился и так он стал Атосом.

Миледи: Соловей vs Терехова

В роли Миледи режиссер видел актрису Елену Соловей. Однако к началу съемок она оказалась беременной, и постановщик в отчаянии позвонил Маргарите Тереховой: «Ритка, спасай!» Но в Госкино в приказном порядке на роль утвердили Светлану Пенкину. Услышав это, Хилькевич отказался от фильма, запил и уехал в Ленинград. От Пенкиной ему все-таки удалось отбиться, и Терехова приехала на пробы. Актрису одели в шифоновую блузочку (без бюстгальтера) и начали снимать. С этими пробами режиссер поехал в Москву утверждать Терехову на роль. «Хотя так делать нельзя, это очень красиво, — сказал кто-то из госчиновников. — Если хотите — снимайте. Терехова хороша».

Некоторые зрители до сих пор уверены, что Терехова играла в парике, настолько эффектны ее золотые локоны. На самом же деле ее каждое утро просто завивали (и в итоге сожгли ей волосы). Чтобы во всем походить на свою героиню, актриса ночами не спала — хотела выглядеть уставшей, ведь по сценарию Миледи проводила ночи в седле.

Констанция Бонасье: Симонова vs Алферова

Констанцией режиссер видел Евгению Симонову и под неё персонально была написана эта роль и сшиты костюмы по её фигуре.  Но Ирину Алферову, хорошо сыгравшую в «Хождении по мукам» (1977), телевизионное руководство утвердило на роль Констанции Бонасье вопреки режиссерской воле Хилькевича. 

Когда Юнгвальд-Хилькевич снимал картину, он и не скрывал, что терпеть не может «Констанцию» и утверждал, что Алферову ему навязали влиятельные люди из Госкино. В актрисе ему не нравились ни улыбка, ни движения, ни голос, и на площадке он ее просто игнорировал. По мнению Хилькевича, Алферовой не свойственна французская легкость, у нее глубоко славянский тип и ей не хватало музыкальности, а Симонова была бы более изысканно лукавой, хитрой и ускользающей. К Ирине на съемочной площадке изначально относились прохладно. Для актрисы не шили костюмы, не ставили свет, не репетировали. Когда нужно было снимать ее сцену, на площадку не пускали никого из партнеров, а ей говорили: «Вот стул, на котором сидела Фрейндлих, обращайся мысленно к нему». Режиссер даже не дал Алферовой из-за ее «грубоватого тембра» озвучить свою героиню, её озвучивала Анастасия Вертинская.  Но, не глядя на трудности и унижения на съёмочной площадке, Ирина отлично справилась с ролью и народ полюбил Алферову именно за Констанцию.

На роль Портоса претендовал Георгий Мартиросян, но утвердили Валентина Смирнитского, который пробовался со сломанной ногой и все переживал, снимут ли гипс до начала работы. Поначалу его «уплотняли» для съемок, а потом он и сам растолстел до нужной формы. Игоря Старыгина на роль Арамиса утвердили с ходу. В роли Бэкингема должен был сниматься Игорь Костолевский, но он отказался, когда забраковали Евгению Симонову. Потом на эту роль пригласили Алексея Кузнецова.

Благородная четверка имела обыкновение резвиться от души. С утра артисты наряжались в мушкетерские доспехи и в таком виде ходили в ресторан, столовую, на рынок. И даже спали в камзолах и плащах. Мушкетерское застолье.

По многочисленным свидетельствам очевидцев и самих актеров, отношения между ними и образ жизни на съемках во многом напоминали сюжет картины. Попойки и активное общение с поклонницами практически не прекращались.Так где же где создатели фильма «Д'Артаньян и три мушкетера» нашли в СССР Францию XVII века?

Натуру для приключений Атоса, Портоса, Арамиса и примкнувшего к ним Д'Артаньяна щедро предоставила Западная Украина, преимущественно Львовская область, где, к счастью, массово уцелели подходящие фильму архитектурные памятники. Типичные галицийские пейзажи появляются уже в первых же кадрах картины.

Основные места съемок находились в самом Львове, который был успешно выдан советскому телезрителю за Париж, и в расположенном в 44 км к юго-востоку от него небольшом селе Свирж Перемышлянского района Львовской области. Там сохранился замок середины XVII века, то есть вполне соответствующий эпохе, в которой разворачивалось действие картины. Свиржский замок появляется в кадре неоднократно и в самых разных ролях. Впервые же — в сцене прощания Д'Артаньяна с собственным отцом как родовое гнездо отправляющегося на покорение столицы гасконца. Михаил Боярский в элегантном берете запрыгивает на удивительного цвета лошадь на фоне лестницы Верхнего замкового двора.

Вот она же на современной фотографии. Фильм снимался в апреле — августе 1978 года, и за прошедшие 35 лет лестница немного заросла, сохранив тем не менее характерные декоративные вазы.

Прямо из гасконского Свиржа 18-летний Д'Артаньян в исполнении 28-летнего Боярского отправляется в Париж, то есть Львов, проселочными украинскими дорогами. Туда же в роскошной карете мчится и Миледи, причем опять на фоне все того же Свиржского замка.

Впервые замок упоминается в 1530 году как владение семьи Свиржских.  В советское время уже после съемок прославившего его фильма архитектурный памятник намеревались сделать важной туристической достопримечательностью, для чего даже возвели на его территории стилизованный под замковую архитектуру гостиничный корпус. Проект, однако, не удался, и замок, по сути, заброшен до сих пор, он отчаянно нуждается в реставрации.

В следующем эпизоде Д'Артаньян по дороге в Париж впервые знакомится с графом Рошфором и гвардейцами кардинала. По сюжету встреча, естественно, закончившаяся дракой, происходит в городке Менг на Луаре, недалеко от Орлеана. Менг съемочная группа нашла во Львове во дворе бернардинского монастыря.

Так стены монастыря бернардинцев выглядят в настоящее время. Справа видна апсида монастырского костела, который сейчас занимает греко-католическая церковь св. Андрея.

В следующем эпизоде Д'Артаньян отправляется устраиваться на службу в отряд королевских мушкетеров. В резиденции их капитана де Тревиля легко опознается роскошный дворец Потоцких на львовской улице Коперника, 15.

В резиденции их капитана де Тревиля легко опознается роскошный дворец Потоцких на львовской улице Коперника, 15. И хотя здание было построено только в 1880 году, проект был выполнен французским архитектором Людовиком де Верни и явно стилизован под родную архитектору дворцовую архитектуру. Так что и здесь создатели картины были, в принципе, корректны в выборе натуры для съемок. Во время них во дворце размещался Дворец бракосочетаний, сейчас это Львовская галерея искусств.

Вполне возможно, что и интерьерные съемки особняка де Тревиля проводились здесь же, ведь дворец Потоцких как раз был отреставрирован в 1973—74 годах.

 Покидая резиденцию де Тревиля (дворец Потоцких), мушкетеры выходят почему-то из ворот собора св. Юра, главной греко-католической святыни всей Украины.

Вот эта брама, правда, уже без собственно металлических ворот, справа на фоне грандиозного барочного собора 1770 года, одной из самых известных львовских достопримечательностей.

На соборном же крыльце, расположенном в нескольких километрах от дворца Потоцких, продолжается сюжет фильма.

То же крыльцо в настоящее время.

Тройная дуэль Д'Артаньяна с Атосом, Портосом и Арамисом у монастыря Дешо. Наверное, самый известный «мушкетерский» адрес Львова — двор Армянского собора на одноименной Армянской улице в Старом городе. Характерная аркада собора видна слева.

Армянский кафедральный собор был построен армянской же диаспорой в месте своего компактного проживания в городе еще в 1370 году, являясь, таким образом, одним из древнейших зданий Львова. Открытая аркада-галерея у южной стены собора, в «Трех мушкетерах» показанная подробно, была возведена еще в 1437-м. Во время съемок фильма в комплексе зданий располагалось хранилище Львовского музея имени В.И. Ленина. Соборная аркада  на современном снимке:

Первое исполнение самой известной песни мюзикла «Пора-пора-порадуемся на своем веку» происходит на фоне портала еще одного важного львовского храма — Доминиканского костела в Старом городе.

Грандиозное здание было построено в 1749 году, и во время съемок картины его занимал музей истории религии и атеизма. Сейчас костел за малочисленностью римо-католической общины передан греко-католикам, как, впрочем, и большинство других львовских культовых построек.

Правда, уже в следующий момент друзья пока-пока-покачивают перьями на шляпах в Одессе (!) на Военном спуске.

Интерьерные эпизоды дворца кардинала Ришелье снимались во львовском Доме ученых, бывшем дворянском казино, расположенном на ул. Листопадового Чина, 6, и построенном в 1898 году по проекту венских архитекторов Фердинанда Фельнера и Германа Гельмера.

Прекрасно отреставрированные интерьеры и эпическая лестница сделали это здание любимцем советских кинематографистов. Так выглядит его уличный фасад, также мелькающий в «Трех мушкетерах».

Очередное исполнение «Пора-пора-порадуемся» происходит уже за пределами Старого города, на ул. Грушевского, на фоне ворот костела св. Николая.

Наконец, двор покидает Париж и выбирается на пикник на природу. Природу нашли у знакомого уже Свиржского замка, чья панорама и демонстрируется зрителю.

А друзья тем временем отправляются для спасения королевы за ее подвесками в Лондон. Снимать в Советском Союзе еще и Лондон, за которым пришлось бы ехать, как обычно, куда-нибудь в Прибалтику, было накладно, поэтому режиссер ограничился лишь неким «замком Бэкингема». Свободный замок подобрали, конечно, вновь на Львовщине, и это оказался знаменитый Олеско, вероятно, самая известная достопримечательность области.

Сооружение, построенное в XVII веке, где в 1629 году родился последний великий король Речи Посполитой Ян III Собесский, неоднократно появлялось в советском кино, в том числе, например, и в фильме «Дикая охота короля Стаха» . В «Трех мушкетерах» же замок снят со стороны парка. Вот его современный вид.

Засветился в этом кино и второй из знаменитейших дворцов Львовщины — Подгорецкий, построенный в 13 километрах от Олеско, в соседнем Бродовском районе. Тут он играет роль парижской Ратуши, где будто бы проходит бал с Марлезонским балетом. Именно сюда мчится Д'Артаньян с подвесками королевы, расстраивая коварные планы кардинала и Миледи.

Прекрасное ренессансное здание было возведено в 1635—40 годах по проекту итальянца Андреа дель Аква. Во время съемок фильма тут размещался туберкулезный санаторий, но натура была слишком живописной, чтобы этого испугаться.

Интерьеры же «Ратуши» в туберкулезном санатории снимать не решились. Их нашли уже в Одессе, в  Оперном театре, построенном в 1887 году по проекту уже упоминавшихся выше венских архитекторов Фельнера и Гельмера, авторов Дома ученых во Львове (дворца Ришелье). В фильме лишь фигурирует парадная лестница театра, ведущая к ложам бельэтажа. Именно тут объявляют ту самую «Вторую часть Марлезонского балета», вошедшую в народный фольклор.

И вновь зовут галицийские дороги, на этот раз в Бетюнский кармелитский монастырь, где королевой была спрятана возлюбленная Д'Артаньяна.

Монастырей в Западной Украине сохранилось много, есть даже кармелитские, но съемочная группа решила не плодить лишние сущности и воспользоваться услугами все того же Свиржского замка. В качестве Бетюнского монастыря Свиржский замок выступает со стороны центрального подъезда и моста через ров.

Здесь мало что изменилось.

Здесь же, в Свирже, снимался и эпизод в трактире, где Миледи пыталась заодно отравить и Д'Артаньяна. Трактиром выступала старая мельница, расположенная у озера по соседству с замком.

За 35 лет трактир-мельница слегка пообтрепался, но по-прежнему стоит там же.

Наконец, заканчивается картина осадой Ла-Рошели. За этот портовый французский город, набитый гугенотами, в «Трех мушкетерах» отдувается Хотинская крепость в Черновицкой области Украины.

Этот мощный замок, известнейшая достопримечательность Украины, был построен в конце XV века стараниями молдавского господаря Стефана III Великого — Хотин с 1375 года пребывал в составе Молдавского княжества. Владельцев крепость меняла регулярно, став  местом разборок Молдавии, Валахии, Речи Посполитой, Османской империи, казаков.

Именно Хотин использовал режиссер Юнгвальд-Хилькевич для масштабных батальных сцен, разворачивающихся, впрочем, без участия главных героев картины.

Внешнее кольцо крепостных укреплений. В кадр попал даже Днестр.

Но и в этой сцене не обошлось без Свиржского замка. Именно там, а не возле Хотинской крепости, был снят завтрак четырех мушкетеров в бастионе Сен-Жерве. В роли бастиона, где отчаянные друзья успешно отбивались от превосходящих сил гугенотского противника, выступила отдельно стоящая полуразрушенная оборонительная башня Свиржского замка. Так она выглядела в пиротехническом дыму в фильме в 1978 году.

А так сейчас, обжитая семейством индеек.

Вид изнутри башни. Мушкетеры завтракают, пьют вино (говорят, вино в бутылках у актеров было настоящее, и съемки эпизода прошли как по маслу), отстреливаются от неприятеля и поют свою знаменитую «На войне как на войне», после чего под аплодисменты и финальные титры возвращаются в свой лагерь. Все приключения когда-нибудь заканчиваются.

Увы, многочисленные продолжения картины, снятые в начале 1990-х и в 2008 году, не имели даже капли того успеха, который выпал на первый фильм. Популярность его велика настолько, что даже во Львове, городе, и так переполненном туристическими достопримечательностями, существует отдельный маршрут «Львов мушкетерский». По местам боевой славы героев по-прежнему любимого фильма миллионов.

Источник: http://realt.onliner.by/2013/01/25/mushketery

Обновлено 10/08/13 13:43:

Фотопробы на д"Артаньяна:

Александр Абдулов

Виссарион Какабадзе

Виктор Ланберг

Андрей Садчиков

Владимир Высоцкий

Добавить комментарий