Порнополитика Павленского. Как русский художник в Париже свободу искал, а находил тюрьму

Когда в 2019 году Павленского выпустили уже из французской тюрьмы, он сразу связался с протестным движением жёлтых жилетов. У парижских протестов нет ярко выраженных лидеров, и нельзя даже сказать, что русский акционист попал в центр событий. Фактически его приютила одна из радикальных групп. Выступая в конце года перед парижскими студентами с лекцией о современном политическом акционизме, Павленский заявил, что политическое искусство требует действий, которые заставят государственный аппарат разоблачить себя, и что для этого художник может использовать те же инструменты, что использует сама власть. Но сами инструменты он студентам тогда не назвал, а истинная суть его слов открылась только сейчас.

Пётр Павленский — человек неординарный, а скандалист поистине мирового масштаба. Прославившись в России рядом членовредительских акций в 2017 году, художник эмигрировал во Францию, где мгновенно получил политическое убежище. Французы приголубили художника как "жертву режима", но Павленский чего-то не понял и стал испытывать на прочность теперь уже европейские порядки. В октябре 2017 года художника арестовали в Париже за поджог здания Банка Франции на площади Бастилии, обвинив в "порче имущества, угрожающей жизни людей". Выйдя из тюрьмы, Павленский "жечь" не перестал и создал ресурс с обещающим названием "Порнополитика", кажется, лишь для того, чтобы снова загреметь за решётку. Лайф разбирается, может ли российский борец за свободу творить в Европе всё, что ему вздумается, или это был только призрак свободы.

Когда в 2019 году Павленского выпустили уже из французской тюрьмы, он сразу связался с протестным движением "жёлтых жилетов". У парижских протестов нет ярко выраженных лидеров, и нельзя даже сказать, что русский акционист попал в "центр событий". Фактически его приютила одна из радикальных групп. Выступая в конце года перед парижскими студентами с лекцией о современном политическом акционизме, Павленский заявил, что политическое искусство требует действий, которые заставят государственный аппарат разоблачить себя, и что для этого художник может использовать те же инструменты, что использует сама власть. Но сами инструменты он студентам тогда не назвал, а истинная суть его слов открылась только сейчас.

Гуру в жёлтом жилете

Среди размытой массы "жёлтых жилетов" Павленский нашёл себе не только новых друзей, но и, вероятно, новую любовь — 29-летнюю Александру Де Таддео. Эта молодая перспективная особа стажируется в ЮНЕСКО в качестве правозащитника и проходит магистратуру по международному праву. Александра увлечена русским современным искусством, но помимо этого написала диссертацию на тему "Внешняя политика Российской Федерации в отношении Арктики". Это уже ближе к политике, причём к международной и самой серьёзной. Северный шлейф, богатый ресурсами, во всём мире рассматривают как следующую причину и арену глобальных войн.

Слева Александра де Таддео в обнимку с Павленским, крайний справа — французский левый политик, адвокат и журналист Жуан Бранко. Фото © Facebook / Stéphane Chatry

Слева Александра де Таддео в обнимку с Павленским, крайний справа — французский левый политик, адвокат и журналист Жуан Бранко. Фото © Facebook / Stéphane Chatry

Жуан Бранко, ещё один друг и соратник Павленского, человек неординарный и неоднозначный. Бранко был, например, главным адвокатом Джулиана Ассанджа и ратовал за то, чтобы тот получил во Франции политическое убежище, как Павленский. В Париже Бранко считается популярным писателем, в своих книгах он возвышает Ассанджа и втаптывает в грязь Макрона. Его последняя работа "Сумерки" стала безусловным хитом во Франции, в особенности среди движения "жёлтых жилетов" и им сочувствующих. Бранко считает, что Макрон — нелегитимный президент, которого избрали только благодаря шуму в СМИ. По мнению Бранко, 90% французской прессы принадлежит девяти олигархам и это сильно ограничивает свободу слова в его стране.

Бранко — гуру движения "жёлтых жилетов"

Бранко — гуру движения "жёлтых жилетов"

Русский акционист Павленский и Александра Де Таддео явно попали под влияние этого человека. В постах Павленского в социальных сетях сразу появились две темы: хорошего "святого" Джулиана Ассанджа и плохого тирана Эмманюэля Макрона. Парочка даже написала Ассанджу письмо в тюрьму и удостоилась его ответа.

Новогодняя поножовщина

Вскоре после той самой лекции для студентов на организованной Жуаном Бранко новогодней вечеринке в его собственной квартире на бульваре Сен-Жермен на левом берегу Сены Павленский повздорил с гостями и напал на них, вооружившись кухонным ножом. В ходе драки его "вырубили" бутылкой шампанского по затылку, но художник успел воткнуть нож в бедро одному из нападавших, а другому порезал лицо. Такие показания полиции дали участники вечеринки. По другим данным, Павленский схватил нож, обороняясь, но никого не ранил. Версию о порезах и ранении озвучивает портал Mediapart (формально независимый и существующий на подписки), который ранее активно обвинял "Сумерки" Бранко в предвзятости. А сам хозяин вечеринки старается обелить своего товарища. Павленский и Де Таддео скрылись с вечеринки до приезда полиции и с 2 января до самого задержания были в розыске.

Это не дверь ФСБ, а вход в Банк Франции. Фото © Wikipedia

Это не дверь ФСБ, а вход в Банк Франции. Фото © Wikipedia

Впрочем, сильно любовники и не прятались, а просто жили в одном из отелей престижного 16-го округа Парижа. В середине января они записали пилотное интервью с итальянской порнозвездой Чиччолиной, озаглавленное "Пуританство в политике — признак идеологии разочарованных политиков". Авторы интервью продвигают мысль, что практически все современные политики убеждены, что, для того чтобы сделать карьеру в политике, они должны пропагандировать пуританство, хотя большинство из них ненавидят и презирают его. Интервью с Чиччолиной не стало событием в современном искусстве или медиапространстве. Ведь никто не знал, что случится сразу после.

Порнополитика в действии

9 февраля в Интернете появился сайт с кричащим названием "Порнополитика", где Павленский выложил не только скучное интервью с Чиччолиной, но и секс-компромат на любимчика Макрона, кандидата в мэры Парижа Бенджамина Гриво. Предполагается, что Гриво сам в секс-переписке отправил видео интимного характера подруге художника, той самой Александре Де Таддеи. Переписка женатого политика с Александрой велась ещё в 2018 году, когда Павленский сидел за решёткой.

Жертва политического искусства Бенджамин Гриво. Фото © Wikiprdia

Жертва политического искусства Бенджамин Гриво. Фото © Wikiprdia

В своём манифесте на сайте "Порнополитика" художник обвиняет Гриво прежде всего в лицемерии. Мол, политик начинал как социалист, но социалистические позиции оказались невыгодными, и поэтому в 2015 году Гриво сменил свои политические взгляды, примкнул к Макрону и стал официальным представителем его движения "Республика, вперед!". И в своей предвыборной кампании Гриво сделал ставку на образ примерного семьянина, любящего своих троих детей и жену, который хочет стать защитником всех семей Парижа. И тут на "Порнополитике" появляется именно порнопереписка с характерными любительскими видеороликами.

"Вы там со своей семьёй или вы ещё не являетесь арестантом ваших детей и мужа?" — спрашивает примерный семьянин Гриво партнёршу по виртуальному сексу и просит выслать видео с грудью, на что посылает ответный "подарок" с мастурбацией. По мнению прибившего свою мошонку к брусчатке Красной площади Павленского, если бы мастурбация на камеру была бы новаторской формой предвыборной кампании, то не было бы предела уважения за свободу и смелость создателям и исполнителям такого креатива. Но поскольку на словах кандидат в мэры Парижа Бенджамин Гриво пуританин и образцовый семьянин, он попросту держит своих избирателей за умственно неполноценных и пропагандирует пуританизм, который сам же и презирает.

Скандал на уровне шпионского

Компромат довольно быстро разлетелся по Сети, что мгновенно разожгло крупный политический скандал. 14 февраля, прямо в День всех влюблённых, Гриво вынужден был снять свою кандидатуру. На этом всякие аналогии с нашумевшим фантастическим сериалом "Чёрное зеркало" и заканчиваются. На следующий день французские власти закрывают сайт "Порнополитика" и уже 16 февраля разыскивают Павленского с Де Таддео в одном из отелей. Прокуратура Парижа начинает расследование сразу по двум обвинениям: нападение с применением оружия и распространение информации сексуального характера частного лица без его разрешения.

Художник Павленский и корреспонденты. Фото © ТАСС / AP Photo / Christophe Ena

Художник Павленский и корреспонденты. Фото © ТАСС / AP Photo / Christophe Ena

Защищать Павленского взялся всё тот же... Жуан Бранко, который признал, что незадолго до публикации материала Павленский консультировался с ним по поводу данного компромата. По словам адвоката, он одобрил публикацию секс-компромата, поскольку Павленский решил заняться скандальными публикациями, борясь с авторитаризмом Макрона, и это не порноместь и даже не политическая борьба, а просто художественный акт.

Какой из Жуана Бранко адвокат, можно понять из его постов в соцсетях. В "Фейсбуке" Бранко первым делом открещивается от любой связи со скандальной порноакцией, а далее рассыпается в патетических рассуждениях и лозунгах.

— Во Франции политик падает, потому что он показал свой... а не потому, что он солгал или воровал. Павленский успешно вскрыл эту пустоту. И торжество комментаторов бесполезно, ибо все, кто бросился это комментировать, жалки, — продолжает Бранко обличать современное французское общество, но ни одного слова не тратит на то, чтобы как-то защитить своего друга Павленского от огромного штрафа и двухлетнего заключения.

Публикация так называемой порномести во Франции — уголовное преступление. Несмотря на то что, по словам Бранко, художник опубликовал секс-компромат без ненависти, просто показывая разницу между действиями и словами политика, Павленского и Де Таддео могут приговорить к двум годам тюрьмы и штрафу в 60 тыс. евро, не говоря о том, что Павленскому могут вменить ещё и ту самую поножовщину на новогодней вечеринке. Известно, что по решению прокуратуры Бранко был отстранён от защиты Павленского, а Де Таддео частично признала свою вину. Сам же Павленский отказывается от дачи каких-либо показаний. Французские следователи разрабатывают версию, что девушка могла быть использована в качестве приманки. Журналист Патрик Эдери предположил, что Павленский никакой не художник, а русский агент, руководящий целой сетью девушек для сбора подобного компромата. Если бы речь шла о каком-нибудь Алексе Лесли с его Настей Рыбкой, то красивая версия, но чтобы художник-акционист Павленский и агент Кремля...

Тюрьма, акция и снова тюрьма

Вопрос об искренности акций Павленского вроде и не стоит. Он творец — творит что может и как умеет. Получив политическое убежище во Франции после поджога дверей ФСБ, Павленский тут же поджёг двери Банка Франции. Французские власти явно не ожидали от российского борца за свободу подобных художеств на собственной территории. И у парижских покровителей совриска сейчас всего два выбора: продолжить позволять "современному художнику с мировым именем" поджигать двери государственных учреждений и скандально вмешиваться в избирательную кампанию или пойти по тому же пути, что и на родине "политического беженца". Ведь из России Павленский уехал даже не из-за поджога дверей спецслужбы, а после заявления об изнасиловании от актрисы либерального театра.

Остаётся открытым вопрос, кто вообще такой Пётр Павленский. Гениальный современный художник и необузданный борец за свободу, как думают некоторые его поклонники, или просто Иван-дурак из сказки про свободную Европу, которого цинично использовали в грязной политике одни французы против других. И друзьям Павленского, кажется, выгоднее и удобнее, чтобы режим держал его за решёткой. Как, впрочем, и в России, где он был интересен только как потенциальный заключённый.

А грань между политическим акционизмом и вмешательством в личную жизнь известного гражданина Франции оказалась тонка, и по местным законам Павленский её перешёл. Но ещё более свободной страны, готовой принять художника Павленского теперь уже как политического беженца из Франции, пока на горизонте нет. Значит, художник снова сядет в тюрьму. До следующей акции.

Подпишитесь на LIFE

  • Google Новости

Павленский — русский человек, из Питера, ему чуть за тридцать, лицо у него грустное и сам он производит ложное впечатление хрупкого подростка. Если не видеть его в реальной жизни, а только на видео и фото, он кажется совсем ничем, гоголевским петербургским человечком, крохотным, по сравнению с громадьем его инструментов — Красной площадью, зданием КГБ на Лубянке, огромным забором сумасшедшего дома, Казанским собором в Питере. Петр Павленский художник, художник настоящий, тот, который рисует, он закончил Художественно-промышленную академию, может руками изобразить что-нибудь грандиозное, на холсте или на стене, но больше он известен как художник современный. Современный художник — это странное словосочетание применяется только потому, что в русском языке нет слова, соответствующего слову artist, человек искусства. В украинском языке такое слово есть, «митець», но почти нет явления. Современные художники считают, что инструментарий изобразительного искусства исчерпан, сложно написать море лучше Айвазовского, а хуже или так же — нет смысла, жизнь одна и тратить её на подражательство неумно. Павленский — современный художник акционист.

Акционист — это тот, кто превращает в холст улицы и площади, а зрительный зал и сцена смешиваются, зрители могут принять участие в действии и, как правило, принимают, сами того не понимая и не желая. Акция, как правило, должна быть задокументирована на видео, фото, другие носители. Мы еще вернемся к ним, к другим носителям.

Чем отличается современный акционизм от хулиганства, революции, восстания, погрома? Акционизм всегда провокация. Граница между искусством и хулиганством пролегает в области чужого носа. Если художник размахивает руками в опасной близости от чужого носа, то это все же провокация. Как только нанесен первый удар и пошла чья-то кровь — искусство заканчивается. Основная кровь современного искусства, а её немало пролито — это кровь самого художника.

Если углубиться в происхождение Павленского, то можно выстроить цепочку Великие иностранцы (венские акционисты) — российские акционисты (Асмоловский, Кулик, Бренер, Тер-Оганян, Мавроматти) — арт-группа Война — Pussy riot — Павленский. Про иностранцев лучше расскажут в энциклопедии, про предшественников, акционистов 90-х можно кратко: Асмоловский с группой товарищей выложил своими телами слово ХУЙ на базальтовой брусчатке Красной площади, Кулик раздевался догола и изображал собаку (кусался и лаял), Бренер дефецировал, впрочем даже не дефецировал, а срал на выставках, то пораженный красотой работ, то наоборот, пепел к пеплу, Тер-Оганян рубил топором иконы (точнее — не иконы, а наклеенные на доски репродукции икон, символ, идею икон, впрочем, предосторожность не помогла, пришлось бежать из России в Чехию), Мавроматти самораспинался, ему, похоже, нравится немного помучиться. Что с ними стало? Они превратились, кроме Кулика и Бренера, в унылое провластное охранительное говно. Те, кого я не упомянул, из предшественников, Пименов, например, — тоже превратились в говно. Климат, наверное, сейчас такой.

Особенной статью идёт Война — это Вор и Коза, Олег Воротников и Наталья Сокол, покойный Леонид Николаев (Лёня Ёбнутый), исследователь русского языка (мата) Плуцер-Сарно, а также, сюрприз — Надежда Толоконникова, Петр Верзилов, Маша Алёхина, Катя Самуцевич, ставшие Pussy Riot. Участники Войны не признавали денег, жили мелким воровством в магазинах и на рынках, простых людей старались не обижать кражами, не имели своего угла и скитались по России, Украине, сейчас скитаются, по слухам, по Италии. Война уделяла много внимания политическому, поскольку обстановка способствовала — режим Путина стал каменеть, огрызаться, затеял войну с Грузией, и потихоньку стал САЖАТЬ.

Про Войну можно узнать самостоятельно, но, если вкратце, — они нарисовали гигантский член на разводном мосту в Питере, прямо напротив здания КГБ на Литейном проспекте, устроили акцию, посвященную назначению президентом РФ Медведева «Ебись за наследника Медвежонка» в зоологическом музее в Москве, не обошли вниманием и Киев — устроили поминки поэта Пригова в метро, на всех трех линиях, с водкой, закуской и участием пассажиров.

Я и сам там был, могу сказать, что от «Лесной» до «Житомирской» можно выпить литр водки не напрягаясь, дальше помню плохо. Потом они стали переворачивать полицейские машины, за что ненадолго сели в тюрьму, потом Лёня Ёбнутый спустился по веревке с крыши дома во двор полицейского участка и сжег автозак, за десять минут до Нового года, полицаи только-только налили проводить год.

В целом Война наиболее креативная, радикальная и политизированная арт-группа России. Они хотели, чтобы граждане забыли страх, следовали их примеру, переворачивали полицейские машины, они боролись с полицейским государством, в которое превратилась изнуренная настоящим и телевизионным терроризмом Россия. Павленский почерпнул у Войны политизированность, а также умение найти правильное место в правильное время — это качество диверсантов, киллеров, бойцов спецназа, никем таким участники Войны не были, просто талант. Война тщательно планировала акции, тренировалась, просчитывала отход с места акции — они никогда не попадались. Акция — фото-видео фиксация — до новых неожиданных встреч.

Отколовшиеся от Войны Pussy Riot занимались, по словам Толоконниковой, внезапными выступлениями» — фактически тем же, что и Война, впрочем, они придумали себе образ — девушки в цветных балаклавах и ярких колготках. Самая известная их акция — выступление в Храме Христа Спасителя с песней «Богородица, Путина прогони». Тогда, в 11-м году, во время смешных московских протестов, белоленточников, они заглянули немного глубже — в самую суть нового режима Путина, полное истребление любой общественной жизни, взаимопроникновение церкви и государства, в колыбель нового тоталитаризма, и попали гидре по больному месту. Их нашли, нашли быстро и примерно наказали, совершенно беззаконно, наказали реальным сроком, пресловутой «двушечкой». Так акция получила своё продолжение в виде суда и лагеря. Толоконникова и Алёхина держались достойно, проявили неожиданную для художников и юных женщин стойкость, не покаялись и не унизились, скорее наоборот, унизили судебную систему и систему исполнения наказаний, боролись с ними и в лагере.

Именно этим и вдохновился наш герой, Петр Павленский. В отличие от Войны, его акции не заканчиваются отходом с места россыпью, его инструмент — собственное тело в окружении каменных громад, а основная акция начинается после задержания — и документы это не только фотографии и видео — это протоколы задержания, протоколы допросов, акты экспертиз, разговоры следователей.

Одной из первых ярких акций была «Туша» — голый Павленский, обмотанный колючей проволокой появился у законодательного собрания Санкт-Петербурга. Полицаи с саперными ножницами, перекусывающие проволоку, доброхоты из публики, желающие немедленно расправиться с ним, экспертиза в психбольнице — всё это и составило акцию, запротоколированные действия тупой неповоротливой государственной машины, столкнувшейся с непонятным.

Потом была «Фиксация» — прибивание мошонки к многострадальной брусчатке Красной площади, акция, отражающая состояние оглушенного телевизором и дармовыми деньгами (а сейчас они уже закончились) российского общества, того, еще мирного времени. Снова протоколы, экспертизы, снова фиксация действий машины подавления, забуксовавшей на одном маленьком человеке, сидящем голым на холодном камне. И гвоздь в мошонке, формально — в мошонке Павленского, а на самом деле — в их мошонках.

Когда начался Майдан, еще мирный, я с удивлением встретил на нём Павленского — в смешном чепчике, с бесстрастным темным лицом аскета, он был везде, смотрел, слушал, учился. Даже прочел лекцию, с показом своих и не своих акций, показывал, во что превратились гражданские протесты в Москве (в винтилово и в Болотное дело). Запомнилось, как полудикий майдановец, судя по выговору, из самого далёкого села Ивано-Франковской области, в искусственной чёрной шубе, взял слово и сказал следующее:

Правильно каже ця людина, росіянин! Не можна розходитись. Бо вони не дадуть знов зібратися, як у Московщині!

По приезду домой, в Питер, Павленский повторил Майдан — ночью, на Мало-Конюшенном мосту зажег покрышки, вывесил украинский флаг и стал стучать по металлическим листам.

Новая акция, «Свобода» была посвящена жертвам, это было 23 февраля, сразу после расстрела. Против Павленского возбудили дело, за «вандализм», по мнению следователей, он «осквернил» мост, как Pussy Riot осквернили храм. Вот это дело об осквернении моста, оно развивалось, ветвилось, следователь потребовал характеристики на Павленского от других художников, тексты есть в деле и, при наступлении Высшей справедливости эти тексты проявятся на лбах и спинах следователей, прокуроров и прочих, имя легион.

И вот акция прямого действия, ночью, одинокий Павленский с канистрой, все в том же смешном чепчике на фоне горящей двери в святая святых, в сердце современной России — в здание ФСБ\КГБ. Павленский сражается со страхом общества — и переходит от метафор к прямому посланию, он называет вещи своими именами. ФСБ — главная организация России, не правительство и не госдума, не министерство обороны и не совет федерации федерального собрания российской федерации — вся власть принадлежит ФСБ, хвост виляет собакой, эта организация превратилась из тайной полиции, одной из спецслужб, обеспечивающих безопасность государства в само государство, упраздняя все, сведенные до роли ширмы институты.

Если Pussy Riot опозорили государственную церковь, в которой нет веры, показали её картонность, декоративность, то Павленский замахнулся на истинный источник зла. Дёрнул сатану за хвост, точнее, воткнул ему гвоздь в мошонку. Акция продолжается — Павленский поехал в тюрьму, потребовав судить себя не за «Вандализм», а за «Терроризм», как Сенцова и Кольченко, сделавших то же самое, поджёгших одну дверь. Украинский читатель, дочитавший до этого места, может задать вопрос:

А нам що з того? Це москалі, нехай вони роблять, що хочуть у своїй Московщині, до чого тут Україна?

Ответить и в самом деле нечего, кроме того, что если бы российское общество проснулось тогда еще, в сытое и спокойное «медведевское» время, когда его пытались разбудить Война, а потом Pussy Riot, не было бы и того ужаса, в котором мы живем уже два года, да уже и привыкли. И те двадцать семь тысяч жертв с обеих сторон тоже были бы живы.

Свободу Петру Павленскому!

Владимир «Адольфыч» Нестеренко, для «Генплана»

Павленский Пётр Андреевич (р. 1984) – российский художник направления акционизм, прославился проведением бесстрашных акций протеста одиночного характера на грани мазохизма, которые имели политическую подоплёку. Например, поддерживая участниц группы «Pussy Riot», заштопал свой рот. В 2013 году полностью разделся, обмотал себя колючей проволокой и расположился в таком виде напротив здания Законодательного собрания. Является основателем онлайн-журнала «Политическая пропаганда».

Биография

Пётр родился 8 марта 1984 года в советском городе Ленинграде (сейчас Санкт-Петербург).

Многие, узнав о таком художнике и о его так называемом «творчестве», задаются вопросом: «А рисовать то он умеет?» Да, умеет. После того, как окончил среднюю школу № 2, Пётр поступил в Санкт-Петербургскую промышленно-художественную академию имени Штиглица (знаменитая «Муха»), где обучался по классу монументальной живописи.

В период учёбы на четвёртом курсе Павленский стал дополнительно заниматься в благотворительном фонде культуры и искусства «ПРО АРТЕ». Одним из основных направлений деятельности фонда является визуальное искусство. Какое-то время сотрудничал с Музеем политической истории России.

Так что рисовать Павленский умеет, и очень даже неплохо, но свой творческий путь он направил в другое русло – искусство под названием акционизм.

Пётр Павленский

В 2012 году он основал своё детище – онлайн-журнал «Политическая пропаганда», где уделяется внимание современному искусству в контексте политики. Главное направление своего издания Пётр объясняет так: преодоление культурного шовинизма, который государство со своим идеологическим аппаратом вбивает в головы российских граждан.

Акция «Шов»

Впервые о Павленском узнали летом 2012 года, когда он решил провести свой первый протест, поддерживая российскую панк-рок группу «Pussy Riot». Девушки из этой группы в марте 2012 года устроили в Храме Христа Спасителя акцию «Панк-молебен», в ходе которой исполнили песню «Богородица, Путина прогони». Их арестовали, предъявили обвинение по статье «Хулиганство» и вынесли приговор – лишение свободы до двух лет в колонии общего режима. Это событие стало беспрецедентным в российской истории последнего времени и получило огромный общественный резонанс как в стране, так и в мире.

Летом 2012 года, когда над девушками из «Pussy Riot» шёл судебный процесс, Павленский суровыми нитками зашил свой рот и расположился напротив Казанского Храма – одного из самых крупнейших в Санкт-Петербурге и в России. Он одиноко простоял полтора часа с плакатом в руках, на котором была надпись «Выступление «Pussy Riot» было переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа (Мф.21:12-13)». Он был похож на живую скульптуру и никак не реагировал на замечания сотрудников полиции.

Правоохранительные органы сначала в растерянности не знали, как поступить с протестующим мужчиной. В конце концов, вызвали «Скорую», чтобы отвезти его в соответствующее медицинское учреждение и проверить на психиатрическую вменяемость.

Сотрудники психбольницы, проведя медицинский осмотр, признали Петра здоровым и отправили домой. Как рассказал потом Павленский журналистам, его зашитый рот был яркой демонстрацией того, как живётся художнику в современной России – повсюду жесточайшая цензура и запрещена гласность.

В начале 2013 года одно из крупных международных информационных агентств новостей «Рейтер» представило лучшие фотоснимки, которые затронули наиболее известные события 2012 года. Фото Павленского с заштопанными губами вошло в эту коллекцию.

Пётр Павленский

Акция «Туша»

Следующая художественная акция Павленского прошла в конце весны 2013 года в Санкт-Петербурге. Он назвал её «Туша» и направил против репрессий, устраиваемых российской властью. Его друзья и соратники принесли художника к зданию Законодательного собрания. Он был полностью голым, а вокруг намотали несколько слоёв колючей проволоки (словно кокон). Полусогнутого художника положили перед входом в здание. Он лежал без движений, не проронил ни слова, никак не реагировал на реплики окружающих.

На место события прибыли полицейские, с помощью садовых ножниц разрезали проволоку и освободили протестанта.

Акция «Фиксация»

Спустя полгода после «Туши» Павленский вновь шокировал общественность своей очередной акцией-перформанс, которую назвал «Фиксация». 10 ноября 2013 года, в День милиции, на Красной площади Пётр пригвоздил к камням брусчатки свою мошонку. Абсолютно голый художник сидел на холодной брусчатке и смотрел на свои припечатанные к булыжникам гениталии. Этим действием он выражал апатию, фатализм и политическую индифферентность современного общества.

На Красную площадь приехали полицейские, накрыли Павленского простынёй, арестовали и предъявили ему мелкое хулиганство. На него завели уголовное дело, но через сутки освободили. Тверской суд города Москвы отказал в рассмотрении из-за неправильно составленного протокола.

Пётр Павленский

15 ноября 2013 года на Петра всё-таки завели дело, предъявив статью «О хулиганстве» и взяв подписку о невыезде. Он мог лишиться свободы на пять лет, однако вновь обвинение было составлено некорректно, и процесс прекратили.

Акция «Свобода»

Художник не заставил себя долго ждать и уже спустя три месяца после «Фиксации», 23 февраля 2014 года, в Питере прошла новая акция «Свобода» в знак поддержки Майдана в украинской столице Киеве. Павленский с единомышленниками собрались на Мало-Конюшенном мосту неподалёку от Храма Спаса на Крови.

Около 8 часов утра участники акции сложили в баррикаду полсотни автомобильных покрышек, облили бензином и подожгли, как в Киеве на Майдане. Вывесили украинский жёлто-синий и анархистский чёрный флаги. Для усиления эффекта они захватили с собой металлические листы и стали колотить по ним палками, придавая протесту характерное для киевского Майдана звучание. Акцию назвали «песней освобождения и революции». День акции был выбран неслучайно, когда Россия отмечала праздник защитников Отечества, Павленский звал россиян подниматься на праздник Майдана и защищать свою свободу.

Акция длилась 20 минут, так как в скором времени прибыли пожарники и затушили горящие покрышки. Сразу после локализации огня на место приехали правоохранительные органы, арестовали акционистов и доставили их в отделение полиции. На Петра и других участников протеста был составлен протокол об административном правонарушении, решался вопрос об уголовном деле. Но спустя два дня Павленского отпустили, дело было прекращено, так как напрочь отсутствовал состав данного преступления.

Пётр Павленский

Когда Павленского выпустили из отделения, в интервью журналистам он сказал, что акцией «Свобода», как и всеми предыдущими, хочет подтолкнуть наше общество к победе над апатией.

Другие акции

О себе Пётр снова заявил 19 октября 2014 года. Новая акция называлась «Отделение». Он вернулся к началу своей карьеры псевдо-художника и вновь надругался над телом. На этот раз он опять полностью разделся и расположился на ограждении Московского психиатрического института имени Сербского. Восседая на заборе, при помощи огромного ножа Пётр срезал себе на правом ухе мочку.

Его задержали и отправили в больницу имени Боткина, однако пришить отрезанную мочку не получилось. Проведенная экспертиза вновь показала, что Павленский – вполне вменяемый человек.

Ночью 9 ноября 2015 года Пётр вылил бензин на входную дверь первого подъезда здания органов государственной безопасности на Лубянке и поджёг при помощи зажигалки. Затем стал напротив пылающей двери, держал в руке канистру и ждал задержания. Полиция приехала через полминуты и арестовала акциониста. Свой протест он назвал «Угроза».

Пётр Павленский

Всё это привело к уголовному делу по статье «Вандализм», во время суда он сам попросил статью переквалифицировать на «Терроризм». Но в течение трёх месяцев в поддержку акции «Угроза» были собраны подписи известными российскими арткритиками, галеристами, кураторами, художниками, искусствоведами, музейщиками. В результате обвинение Павленскому прозвучало как нанесение вреда объекту культурного наследия, ему назначили выплатить материальный ущерб почти в полмиллиона рублей.

Известный российский коллекционер, публицист и галерист Марат Гельман сравнил двери Лубянки с вратами ада, через которые входят в мир абсолютного зла. А фигуру Павленского у горящих «адских ворот» он назвал художественным и политическим символом, который так необходим сегодняшней России.

Своими акциями Пётр как будто дразнит правоохранительные органы. На него составляют протоколы, заводят уголовные дела, но каждый раз ему удаётся выйти сухим из воды (не считая собственных телесных повреждений). Что может заставить человека так рисковать своей свободой и даже жизнью? Павленский доходчиво и прямо объясняет, что хочет своими действиями донести главное – человек никогда не должен променять свою свободу на сытое существование.

Личная жизнь

Пётр проживает со своей гражданской женой и единомышленницей Оксаной Шалыгиной. Она рассказала, что отношения с Павленским не регистрируют потому, что оба являются яростными сторонниками свободы и противниками брака. Оба не приемлют традиционные семейные ценности и все остальные идеологии, которые распространяет государство. Оксана называет себя не женой Павленского, а соратницей.

Пётр Павленский

У пары есть две дочки, в 2008 году родилась Алиса, в 2010 году Лилия. Рождение обеих девочек для родителей было очень желанным событием. Их воспитывают и Пётр, и Оксана, в зависимости от того, кто в данный момент более свободен от дел. Дочери родительский жизненный стиль не отвергают, их не пугают свободные отношения и отсутствие многих бытовых излишеств.

В конце 2016 года Павленскому было предъявлено обвинение в изнасиловании актрисы Анастасии Слониной. Пётр заявил, что дело против него сфабриковано. В середине января 2017 года художник вместе с соратницей Оксаной Шалыгиной и двумя дочками покинули Россию, через Белоруссию уехали на Украину, а оттуда уже улетели в Париж.

RedHate.pngБЛДЖАД!Эта статья полна любви и обожания.Возможно, стоит добавить немного критики?
Пётр Андреевич Павленский
Pavlensky.jpg
Род деятельностиХуйдожник-акционист, борцун с системой
Место обитанияЛенинград
ХоббиБДСМ, эксгибиционизм, пиромания
«

Участь революционера-авангардиста возвышенна и печальна…

»
— Че

Пётр Павленский (род. 8 марта 1984) — художник яйцами, вниманиеблядь, копротивленец, выпиливатель дверей, питерский интеллигент, тончайший тролль и просто интересная личность. Широкую известность получил после нескольких перформансов разной степени ебанутости.

[править] Арт-акционизм (перфоманс), или когда «галоперидол» больше не помогает

«

Современное искусство — это просто. Насрал под дверью, позвонил и убежал — это инсталляция. Позвонил, а потом насрал — это перформанс.

»
— Суть

Перформанс (aka перфоманс) — это форма современного искусства, подразумевающая демонстрацию публике таланта художника, путём каких-либо действий. Впервые появилась у буржуев еще в 60-х, с тех пор на том же загнивающем западе дико популярна. Причем, арт-акции зачастую принимают весьма скандальную форму (например, перформанс Марины Абрамович, в ходе которого она позволила публике делать со своим телом всё, что угодно) или как минимум вызывают недоумение у обывателя (например, Мило Муар, рисовавшая картины пиздой на публике).

Впрочем, всё это уже было в «Симпсонах». Скандалы, связанные с искусством, случались и раньше. Так, например, Микеланджело после росписи Сикстинской капеллы обвинили в ереси. А всё потому, что он посмел нарисовать на фресках людей с половыми хуями. МПХ в церкви, Карл! Скандал, конечно, замяли, пинусы прикрыли подштанниками, но осадочек остался. Подобное случалось и в России-матушке. Малевич, — так тот вообще свой знаменитый квадрат на футуристической выставке повесил не на стенку, как прочие картины, а в красный угол — место, где верующие размещают иконы, тем самым какбэ заменяя их. Это, естественно, вызвало жгучий батхерт в тогдашнем обществе, а следовательно дополнительный, пусть и чёрный, пеар его виновника.

«Шов». Дайте голос!

Лицо, с зашитым ртом и обречённым взглядом героинщика, стало известно широкой публике в 2012. Пока Sanctum Officium разбирался с необычным молебном, Петя решил выразить свою солидарность бесноватым. Выйдя к Казанскому собору, он заштопал свой еблет нитками. Полицаи от такого фалломорфировали, но крутить психа не стали, вместо этого резонно вызвав машинку скорой помощи. Впрочем, эскулапы психом Петю признавать отказались напрочь и выпустили его на волю.

Ощутив кураж, художник стал периодически веселить креативную фронду мелким хулиганством, вандализмом и членовредительством. Все акции, по его мнению, демонстрируют тотальное превосходство личности как над индифферентностью, так и над тоталитаризмом, но состава преступления не имеют.

Следующий перфоманс состоялся почти через год — 3 мая 2013. На этот раз, окромя БДСМ-тематики, Петруша ещё решил угореть по теме эксгибиционизма. Голого и обёрнутого в колючую проволоку, аки в кокон, его принесли к зданию Законодательного собрания ДС-2, где и оставили умирать акционировать. Таким образом Павленский протестовал против скатывания в полицейское государство, мудацких законов от Бешеного Принтера и всего такого. В том числе и против лютования Роскомцензуры, в частности закрытия трекеров. Так что можно сказать, что Пётр окуклился за тебя, анон.

И снова полицейские помогли горе-художнику, освободив его от него самого путём перекусывания проволоки садовыми ножницами. И снова Петя поехал в больничку, где помощники смерти в очередной раз подтвердили вменяемость поциента. Ну а коли не псих, значит, можно и посудить. Так сказать, подтвердить публике, что-де не зря он тут валялся, и что государство у нас и правда полицейское. Но судья, видимо, был культурным, высокодуховным человеком и признавать искусство мелким хулиганством не стал.

Однако особой известности эта акция Петруше не принесла, как и предыдущая. Мало ли как там буйнопомешанные в своих Замкадсках развлекаются. Так что Пётр сделал правильный вывод и двинулся на Москву.

Фиксация

И вот уже 10 ноября того же года Павленский был не просто в столице, а в самом её сердце — на Красной площади. Правда, в отличие от всех прочих туристов, он решил, что делать селфи слишком банально и фоткать его должны как минимум журналисты федеральных СМИ. Ну а чтобы привлечь их внимание, он сделал самую малость — разделся догола и прибил мудя к брусчатке. Ну как прибил — просто просунул гвоздь в заранее сделанный пирсинг и уже гвоздь вколотил в брусчатку, тем самым какбэ превратив Красную площадь в гигантское украшение пирсинга на своей мошонке.

В этот раз акция не была протестом против властей, она скорее должна была пристыдить норот, у которого не хватает яиц, чтобы бороться за свои политические права и свободы.

Но полицаям было монопенисуально, протестует ли он, занимается ли искусством, показывает хер Путину или просто присел отдохнуть: голым ходить по улице не положено, а раз не положено, то «гражданин, пройдемте». С ходу дать административку не удалось, но и безнаказанным оставить было нельзя, так что через время возбудили уголовное дело по статье «Хулиганство по мотивам ненависти или вражды». Вот только доказать, что Петенька ненавидел кого-то, кроме своих яиц, прокурор не сумел, и дело пришлось закрыть.

На этот раз перформанс удался. О нём трубили все сети и все каналы, хомячки в своих раковниках обсуждали степень ебанутости выходки, неполживые блогеры осуждали крамольную акцию. В общем — успех. Ну как win, норот художественную составляющую ожидаемо оценить не смог и запомнил Павленского как фрика и придурка, а все следующие его перформансы стали восприниматься в негативном ключе, исключительно как выходки больного на всю голову человека.

«Нож отделяет мочку уха от тела. Бетонная стена психиатрии отделяет общество разумных от безумных больных».

«Нож отделяет мочку уха от тела. Бетонная стена психиатрии отделяет общество разумных от безумных больных».

«Возвращая использование психиатрии в политических целях, полицейский аппарат возвращает себе власть определять порог между разумом и безумием».

«Возвращая использование психиатрии в политических целях, полицейский аппарат возвращает себе власть определять порог между разумом и безумием».

Очередную акцию на радость благодарным троллям Петя явил на крыше института имени Сербского в октябре 2014 года. На глазах у десятков людей голый художник попробовал скосплеить Ван Гога. Спустя некоторое время был снят с высоты ментами, принял посильную медицинскую помощь, но вскоре отпущен, ибо психиатрическая экспертиза в очередной раз констатировала, что здоров, как боров.

[править] Kill it with fire!

«Горящая дверь Лубянки — это перчатка, которую бросает общество в лицо террористической угрозе… Но терроризм может существовать лишь за счет животного инстинкта страха… А жизнь стоит того, чтобы начать за нее бороться».

Слегка отложив тему с эксгибиционизмом и мазохизмом, Павленский захотел поиграть с огнём и заняться косплеем. В феврале 2014 года — аккурат после Евромайдана — Петя с друзьями решили поддержать украинских братушек и подвезли к одному из мостов возле храма Спаса-на-Крови покрышки, кои подожгли. Через 20 минут сие непотребство прекратили доблестные пожарные. После чего не менее доблестные стражи правопорядка забрали хулиганов для разговора по душам. Выписали административку и отпустили восвояси.

Но аффтар продолжал жечь. 9 ноября 2015 года в 01:15 Петя подошёл к зданию ФСБ на Лубянке, невозбранно обоссал его бензином и поджёг. А дальше лулзы потекли рекой.

Вместо того, чтобы тихонечко дело замять (такой-то обосрамс! что это за служба безопасности, когда любой мимокрокодил может поджечь её без проблем?!), его решили раскрутить по полной программе, устроив показательный процесс. Только вот суть в том… что Павленский именно этого результата и добивался. Суд, как и планировалось, превратился в ёбаный цирк с медведями. Против художника было выдвинуто обвинение в «повреждении объектов культурного наследия». Причём эту самую культурную ценность гэбисты аргументировали тем, что-де за этой дверью много талантливых людей пытали и расстреляли. Фэйспалм jpg! Затем выяснилось, что дверь-то не настоящая, а лишь жалкая копия-новодел. Сам же подсудимый постоянно повышал градус неадеквата, предлагая заменить ему статью на «Терроризм» и приглашая в свидетели локтевых. По-видимому, мотивировав тем, что аналогичную статью влепили трём украм за поджог двери в пустующем отделении ЕдРа в Крыму. Уразумев, во дерьмище каковое влипли они, власти решили этот балаган свернуть, а дурачка выпустить, предварительно выписав штраф в лям деревянных дверей. Суд также постановил уничтожить канистру, приобщённую к делу.

Как правильно шифроваться от кровавой гебни.

Но шоу должно продолжаться. На этом деле решила попиариться буржуйская правозащитная конторка Human Rights Foundation. Они присудили очередному узнику совести, пострадавшему от козней злого Путина, нехилую премию почти в тот самый пресловутый 1 лям рублей. Вроде бы: вот они, бабки для оплаты штрафа, ура! Но Пётр снова всех переиграл. Он заявил, что гебне платить ничего не будет, а бабло западных меценатов он пустит на адвокатов и прочую правозащиту для «приморских партизан».

Пришло время фалломорфировать буржуям. Как это так, их деньги пойдут не на няшного опущенца-страдальца, а на каких-то бандюков-сепаратистов. Буржуины врубили заднюю, отозвав у Петруши чуть ранее торжественно врученную ему премию. Тем самым какбэ намекая, что они на самом деле думают о правах человека.

To be continued…

И всё же стоит замолвить словечко в защиту нашего юродивого. Не секрет, что российская власть самодостаточна, не слушает и, главное, не хочет слышать ничего, что не укладывается в её картину мира. Миллионов граждан для неё попросту не существует, а есть собственно они, властелины колец, ну и те, кто может их прелесть попытаться отнять. И всё. Народ живёт в параллельном мире, как-то существует, карабкается, плюёт на собственное достоинство, свои же конституционные права, лишь бы в жопу не ебали. Или хотя бы с вазелином. Ну или хоть так, чтоб в субботу пораньше освободиться. Но так быть не должно. И как достучаться до этих людей? Как?

Талантливый артист нашёл свой стиль

16 октября 2017 пришла пора французам отведать сладкого акционизма — Петян поджег дверь Банка Франции в Париже, после чего был резво упакован подоспевшей полицией. Сначала Петю отправили в психиатрический стационар, но позже, убедившись, что он не псих, а просто дурак, вернули обратно в изолятор. Теперь Павленскому светит 10 лет тюрячки и штраф в 150 тыс. евро.

Возможно, конечно, что кровавый макроновский режим его и пощадит, но любопытнее другое. Практически полное отсутствие рекации со стороны прогрессивной общественности, той самой, которая жопу за Петю рвала, пока он шалил в Россиюшке — все эти письма в поддержку, подписанные художниками и галеристами, и прочее. И внезапно великий художник-акционист оказался нахуй никому не нужен. Никто за него не вступается, никто не стоит с плакатами у французского посольства. И даже объявленная Павленским сухая голодовка не вызвала практически никакого резонанса.

В общем, прогрессивная общественность в очередной раз показала себя лживыми лицемерными хуесосами, с чем их и поздравляем. Тем временем Петька протирает штаны на нарах и бугуртит с французской судебной системы. Ждем дальнейшего развития событий.

Французы в комментах к новостям про Павленского также ловят лулзы и призывают правительство не жмотиться и вернуть великого художника на историческую родину, в страну Малевичей и Кандинских, изнывающую ныне от недостатка современного искусства.

Black square.jpgПётр Павленский — творец! А ты просто завидуешь.
Trollolo.pngПётр Павленский — это вкусно, очень вкусно!

Петр ПавленскийЗнакомое имя, не так ли? Да, это тот молодой человек, что прибил свои гениталии к брусчатке Красной площади... Но обо всем по порядку.

6 "подвигов" Петра Павленского

«Шов»

Одну из первых своих акций Петр Павленский осуществил 23 июля 2012 года в Санкт – Петербурге в поддержку участниц группы Pussy Riot (на тот момент над ними проходил судебный процесс). На протяжении полутора часов Петр стоял у Казанского собора, держа в руках плакат с надписью: «Акция Pussy Riot была переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа». «Ничего особенного,»- скажут многие, однако, рот Павленского был зашит настоящими нитками. Таким образом Петр хотел показать запрет на гласность для современных художников в России.

«Мне претит запуганность общества, массовая паранойя, проявления которой я вижу повсюду,» - прокомментировал Павленский.

Сотрудники полиции остановили это представление, а бригада «скорой помощи» отвезла художника на обследование к психиатру, который в скором времени признал художника вменяемым и отпустил.

Акция «Шов»
Акция «Шов»

«Туша»

Следующую акцию протеста художник провел 3 мая 2013 года против репрессивной политики властей в РФ. Павленский разделся догола, а затем с помощью своих ассистентов обернулся в «кокон» колючей проволоки и лег на асфальт. Это мероприятие продлилось каких-то 20 минут, после чего сотрудники полиции освободили нашего «героя» с помощью садовых ножниц, а затем завели его в здание Законодательного собрания Санкт – Петербурга.

6 "подвигов" Петра Павленского

«Череда законов, направленных на подавление гражданской активности, запугивание населения, неуклонно растущее число политзаключённых, законы об НКО, законы 18+, цензорские законы, активность Роскомнадзора, законы о пропаганде гомосексуализма — всё это законы не против криминала, а против людей. Ну и последний закон об оскорблении чувств верующих. Поэтому я провёл такую акцию. Человеческое тело голое, как туша, на нём ничего нет, вокруг него проволока, изобретённая для охраны домашнего скота. Эти законы, как проволока, удерживают людей в индивидуальных загонах: все преследования политических активистов, «узников 6-го мая», государственные репрессии и есть метафора этого загона из колючей проволоки. Всё это делается, чтобы превратить людей в надёжно охраняемый безвольный скот, который может только потреблять, работать и размножаться,» - пояснил Петр Павленский.

«Туша»
«Туша»

«Фиксация»

10 ноября 2013 года произошла самая известная акция Петра Павленского под названием «фиксация». Именно она получила самый большой резонанс в обществе. Да, это тот самый перформанс, в ходе которого художник, полностью раздевшись, прибил свои половые органы к брусчатке на Красной площади. Акционист был задержан и провел ночь в ОП "Китай-город", 11 ноября его доставили в мировой суд. По отношению к нему был составлен протокол по статье 20.1 КоАП (мелкое хулиганство), предусматривающей до 15 суток ареста. Однако разбирательство так и не состоялось. По словам Павленского, эта акция являлась метафорой апатии и политической индифферентности, а также фатализма российского народа.

6 "подвигов" Петра Павленского
«Фиксация»
«Фиксация»

«Свобода»

23 февраля Петром Павленским с четырьмя помощниками провели акцию "Свобода" на Малом Конюшенном мосту. Они жгли покрышки и били палками по железу, воспроизводя "звук, характерный для Майдана". Над горящим мостом развевались флаги Украины и черный флаг анархистов. Троих акционистов увезли в полицию. Примерно в 8 утра на мост привезли около полусотни автомобильных покрышек, бензин, металлические листы, палки, а также чёрный анархистский и сине-жёлтый украинский флаги. Из покрышек была сложена баррикада, после чего они были подожжёны. Удары по листам продолжались даже во время работы пожарных по тушению огня.

«Горящие покрышки, флаги Украины, черные флаги и грохот ударов по железу — это песня освобождения и революции. Майдан необратимо распространяется и проникает в сердце Империи. Борьба с имперским шовинизмом продолжается»

«Свобода»
«Свобода»

««Отделение»

Жуткая, но довольно интересная по своей задумке акция.

19 октября 2014 года Пётр Павленский, сидя обнажённым на заборе института психиатрии им. Сербского в Москве, отрезал себе ножом мочку правого уха. После того, как полиция спустила художника на землю, он был отправлен в Боткинскую больницу. Из заявления художника следует, что данная акция является протестом против использования психиатрии в политических целях.

6 "подвигов" Петра Павленского

«Нож отделяет мочку уха от тела. Бетонная стена психиатрии отделяет общество разумных от безумных больных. Возвращая использование психиатрии в политических целях — полицейский аппарат возвращает себе власть определять порог между разумом и безумием. Вооружаясь психиатрическими диагнозами, бюрократ в белом халате отрезает от общества те куски, которые мешают ему установить монолитный диктат единой для всех и обязательной для каждого нормы,» - говорит художник.20 октября 2014 года Павленский вновь был признан вменяемым и не подлежащим психиатрической госпитализации, это было подтверждено его адвокатом.

«Отделение»
«Отделение»

««Угроза»

9 ноября 2015 года в 01 час 15 минут ночи по московскому времени Пётр Павленский подошёл к первому подъезду здания органов госбезопасности на Лубянке, облил входную дверь бензином из канистры и поджёг зажигалкой. Двери здания частично обгорели. Павленский был задержан в течение 30 секунд. Попыток скрыться не предпринимал. По словам Павленского, акция называется «Горящая дверь Лубянки».

«Горящая дверь Лубянки — это перчатка, которую бросает общество в лицо террористической угрозе. Федеральная служба безопасности действует методом непрерывного террора и удерживает власть над 146 миллионами человек. Страх превращает свободных людей в слипшуюся массу разрозненных тел. Угроза неизбежной расправы нависает над каждым, кто находится в пределах досягаемости для устройств наружного наблюдения, прослушивания разговоров и границ паспортного контроля. Военные суды ликвидируют любые проявления свободы воли»

6 "подвигов" Петра Павленского

9 ноября 2015 года в отношении Петра Павленского возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 214 УК РФ «Вандализм». 10 ноября 2015 года на судебном заседании по его уголовному делу в Таганском районном суде Петр сказал буквально следующее: «Я хочу, чтобы моё дело было переквалифицировано на статью терроризм.»Данное высказывание было аргументировано следующим: именно так следствие и обвинение трактовали деяния украинского режиссера Олега Сенцова, осужденного несколько месяцев назад на 20 лет за совершение по версии следствия поджогов офиса "Единой России" на новообретенной крымской земле и намерении совершить несколько взрывов (памятника Ленину, в частности).

8 июня 2016 года Мещанский суд Москвы признал Павленского виновным и приговорил его к штрафу в размере 500 тысяч рублей; кроме того, в полном объёме был удовлетворён гражданский иск к Петру Павленскому со стороны ФСБ о возмещении ущерба в размере 481 тысячи рублей. Павленский был освобождён из-под стражи в зале суда, а затем, в феврале 2017 года, Павленский покинул Россию, так и не оплатив назначенный судом за поджог двери ФСБ штраф.

В мае 2017 года Петр получил политическое убежище во Франции, где также успел оставить свой след. 16 октября 2017 года поджёг здание Банка Франции и сфотографировался перед ним. Фото художника-акциониста также выложила в Twitter активистка Сара Константен. Она заявляет, что Петр Павленский поджёг здание банка, чтобы «разжечь огонь революции по всему миру», начав с Франции.

Павленский вместе с Оксаной Шалыгиной был доставлен полицией в ближайший комиссариат и на рассвете арестован. Утром 17 октября Павленский переведён в психиатрическое отделение полицейской префектуры. Вечером 18 октября оба были доставлены в суд гражданских свобод и задержания, где их заключили под стражу по обвинению в уничтожении чужого имущества общественно опасным способом. Вскоре Павленский объявил голодовку в знак протеста против отсутствия открытого обсуждения в судебном заседании. Голодовка пошла не совсем по плану, и на 13-й день акционист был доставлен в госпиталь. По состоянию на февраль 2018 года Павленский находился в спецблоке в одиночной камере.

9 февраля 2018 года Парижским судом был продлён срок содержания Петра Павленского в тюрьме Флёри-Мерожи ещё на 4 месяца.

6 "подвигов" Петра Павленского

В настоящие дни художник все еще находится под арестом. По данным РАПСИ, максимальная санкция за умышленный поджог во Франции — до 10 лет лишения свободы и штраф до 150 тыс. евро. 9 июня 2018 года сообщили о решении судьи Натали Тюрке продлить арест Павленского на весь срок до основного суда по его делу. Одним из оснований этого решения стало заключение психиатра, диагностировавшего у художника сразу несколько психологических расстройств и особенностей: «бредовые навязчивые идеи», «пограничное расстройство личности» с нарциссическими основаниями, «желание преступать закон и предусмотренные им ограничения», а также высокий риск рецидива.

Текст: Анна Матвеева29.10.201488645

Что надо знать: Петр Павленский

О самом известном российском художнике-акционисте последних лет рассказывает Анна Матвеева.

Петр Павленский. Отделение. 19 октября 2014. Архив Петра Павленского

Петербуржца Петра Павленского художественные критики общим решением уже объявили самым значимым художником прошлого года. Он один из немногих современных авторов, чье имя на слуху даже у тех, кто никогда и никаким искусством не интересовался. Массмедиа широко разносят информацию о его публичных акциях. Четыре из них знакомы уже, кажется, всем: «Шов» (протестуя против приговора участницам группы Pussy Riot летом 2012 года, художник грубой ниткой зашил себе рот перед Исаакиевским собором в Петербурге); «Туша» (весной 2013 года он голым лежал в коконе из колючей проволоки перед входом в здание Законодательного собрания Санкт-Петербурга); «Фиксация» (в феврале 2014 года художник прибил собственную мошонку гвоздем к брусчатке Красной площади в Москве, отражая политическую апатию российского общества, которое «взяли за яйца», а оно даже и не пискнуло); и вот теперь — «Отделение», когда Павленский, сидя на заборе Научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского в Москве, отрезал себе ножом мочку уха в знак протеста против возрождения карательной психиатрии в России. Он знает, о чем говорит: после почти каждой акции Павленскому назначают осмотр у психиатров, сейчас на его счету уже четыре освидетельствования и одна полноценная психиатрическая экспертиза. Впрочем, психиатрия пока не спешит расчехлить свой карательный арсенал: все без исключения врачи признали Павленского психически здоровым, а его акции — вменяемым выражением личной позиции.

Из-за такого широкого медийного освещения фигура Павленского вызывает множество вопросов. Кто этот человек? На каком основании он называет себя художником? (Главный вопрос внехудожественной публики: «А рисовать-то этот “художник” умеет?») Чем занимался и занимается еще, помимо кровавых членовредительских акций? Мы попробуем на них ответить.

Слева: копия постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству, составленного дознавателем ОД ОП «Китай-город» по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве лейтенантом полиции Р. А. Капниным после акции Петра Павленского «Фиксация». 13 ноября 2013. Справа вверху: образец подписи Р. А. Капнина. Справа внизу: документация акции Петра Павленского «Туша». 3 мая 2013. Все фото: архив Петра Павленского

Кто этот человек и умеет ли он рисовать?

Петр Павленский родился в 1984 году, сейчас ему 30 лет. Получил профессиональное художественное образование, даже два: одно классическое, второе — нет. Учился в Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. Штиглица — знаменитой «Мухе» — по классу монументальной живописи. То есть рисовать он умеет, и умеет хорошо: бездарей там не держат. Кроме того, учился и современному искусству в Институте «ПРО АРТЕ» — одном из немногих в Петербурге и России образовательных учреждений, связанных с актуальным искусством и искусством новых технологий. Ни «Муху», ни «ПРО АРТЕ» Павленский не окончил, из идеологических соображений покинув их перед самым выпуском: «Художественному образованию я посвятил в общей сложности около десяти лет. Это дало мне две важные вещи: во-первых, немного полезной информации, а во-вторых, показало мне механику ломки личности и уничтожения потенциала художника как такового, превращение художника в обслуживающий персонал для декоративной надстройки режима. Той надстройки, которая скрывает механику власти. Все эти учебные заведения воспитывают, по сути, художников-оформителей. — Оформителей чего? — Фондов, грантов, музеев, галерей и прочих приятных декораций для времяпрепровождения. Это сродни проституции: художники начинают мыслить категориями заказчика, чем он богаче — тем желаннее, тем больше они хотят его удовлетворить. Государство, конечно, — самый желанный заказчик, у него больше всего денег. Труд художника превращается в содержание менеджерского состава галерей и фондов. В вузе я видел людей, которые могли бы сделать много интересного, а их ломают, формируя коммерческие мышление и ценности. По этим соображениям я принципиально не закончил “Муху”, уйдя с пятого курса и не получив диплом, потому что диплом — это фактически сертификат о соответствии этому стандарту, где ты подписываешься, что с ним соглашаешься. Это губительно для художника, и я много от чего себя уберег, выйдя оттуда. То же самое с “ПРО АРТЕ”».

Петр Павленский. Свобода. 23 февраля 2014. Фото: Максим Змеев

А что он нарисовал?

Ранние работы Павленского, пока он не перешел к акционизму, представляли собой фотографии и коллажи. Уже тогда, в период обучения в «ПРО АРТЕ», Павленского интересовали социальная проблематика и человеческое тело как ее медиум. Проект «Картография», сделанный для выставки «OCULUS ДВА», проходившей в рамках Московской биеннале молодого искусства в 2012 году, представлял фотографии рубцов на обнаженных человеческих телах как летопись насилия. Проект абсолютно не политический, и был посвящен личной человеческой истории, отпечатанной на теле в виде ран и шрамов. Однако, по словам Павленского, даже он вызвал негативную реакцию: «Несколько шрамов были в форме крестов, и меня попросили их убрать, изменить работы. То есть просто пересечение вертикали с горизонталью уже может рассматриваться как оскорбление веры» (интервью журналу «Артхроника»).

9 мая 2012 года на выставке, посвященной Дню Победы, Павленский представил серию, главным героем которой был вымышленный персонаж, протодиакон, символизировавший анахронизм и противоречивость информационной политики церкви. «Этот проект был связан с критикой клерикализма. Тогда это еще казалось нонсенсом, а через год стало реальностью. Я придумал персонажа, ведущего клерикальную пропаганду через современное искусство. Дурацкий персонаж — художник-пропагандист, олицетворявший то, как Церковь лезет туда, куда ей не нужно лезть. Церковь ведь открыто заявляла, что войну мы выиграли благодаря заступничеству таких-то и таких-то святых. Я понимал, что с моим протодиаконом мне просто не дадут площадку — пришлось обмануть администрацию выставочного центра: пока проект не открылся, я скрывал от них весь смысл работы».

Однако игры с институциональным искусством вскоре стали для Павленского неприемлемы. Отход от них в сторону акционизма он считает определяющим моментом своего становления как художника: «Для меня искусство — и политическое, и как таковое, — работа в информационном поле с наборами кодов, а не производство предметов. Искусство — это работа со смыслами и с формой выражения этих смыслов. То, что я делал раньше, я делал с позиции художника, который находится в стороне, в комфортной для себя стороне, не берет на себя ответственность и не помещает свое тело внутрь искусства, а говорит от некоего третьего лица. Когда я неожиданно для себя вышел к акционизму, я сам стал персонажем и телом, взяв на себя ответственность».

Петр Павленский. Шов. 23 июля 2012. Фото: Глеб Хаски

Зачем все это?

Павленский не просто считает себя политическим художником, он настаивает на разделении политического искусства и искусства о политике. Одно дело сделать политику темой своих работ, продолжая выставлять эти работы в галереях и музеях внутри критикуемой политической системы, и другое — влезть внутрь самой этой системы и пытаться подорвать ее изнутри, причем ее же средствами.

«Повод для моих акций — желание власти запугать людей, навязывая страх как инструмент управления. У меня от этого сразу возникает желание противопоставить этому процессу что-то, а именно — себя. Есть политическое искусство и есть искусство о политике, которое работает с внешними атрибутами власти: в его рамках можно что-то коллажировать, смеяться, делать картинки и вешать в галерее. А политическое искусство — внедрение в саму механику власти, использование ее же инструментов, которые оказывают на нас давление, формируют страхи и желания. Страх — это тоже инструмент. Если художник начинает этим заниматься, он должен не проговаривать и не рисовать эти инструменты, а погружаться в них.

Власть стремится к объективации человека, к превращению его в предсказуемую функцию. Я же борюсь за субъективацию посредством объективации власти, стремлюсь заставить эти инструменты работать на искусство. На этом я строю акции, и важно, что я-то во время осуществления акции должен сделать самый минимум, а максимум делает потом власть, все эти полиция, медики, пожарные, психиатры — именно они втягиваются в ситуацию и формируют высказывание. А в общем процессе политического искусства большое значение имеет отношение к административным и уголовным делам. Ведь искусство — это прямая работа с областью понимания. Боязнь, что на тебя заведут дело, кстати, — тоже инструмент власти, с которым я работаю. Но это не проблема, а начало процесса по утверждению границы формы политического искусства. Инструмент власти — именование, наклеивание ярлыков: например, в нацистской Германии власть наклеила на целый пласт искусства ярлык “дегенеративное”. То, что делаю я, власть пытается назвать преступлением или сумасшествием. Моя задача — не дать ей навязать именование».

Politpropaganda.com

Уже почти два года Петр Павленский и его соратница Оксана Шалыгина ведут проект «Политпропаганда». Проект начинался как интернет-издание politpropaganda.com, потом перерос в бумажный журнал, а потом в целый издательский дом. Последней публикацией, изданной «Политпропагандой», стала новая книга Александра Бренера и Барбары Шурц (Барбосы Фамозы) «Бомбастика». Презентация книги стала не менее скандальной, чем она сама: на открытии выставки Зураба Церетели 28 мая 2014 года в Русском музее Шалыгина извлекла книжку из-под юбки (что было совершенно логично, ведь главная героиня книжки, бродяжка Бомбастика, только тем и занимается, что извлекает из интимного места разнообразные предметы) и вручила ее «в дряблые руки дочери главного приспособленца и самого продажного художника страны Зураба Церетели» — Елене Зурабовне Церетели, за отсутствием на вернисаже самого Зураба Константиновича.

«Роль сайта politpropaganda.com — компенсаторная. Есть ощутимая нехватка людей и высказываний в поле политического искусства. Его задача — осмысление этой области, заполнение пробелов. Сайт обращается в числе прочего к историческому контексту, к высказываниям, сделанным десять лет назад; кроме того, очень актуально то, то что делается в других странах; в общем, наша цель — преодоление темпоральных и территориальных рамок, чтобы находиться в этом процессе и осмыслять его. Проект развивается: сначала был сайт, потом бумажный журнал, сейчас уже издательский дом, но есть достаточно жесткие принципы, из которых главный — никогда не продаваться. Весь проект основан на экономике дара. Бумажный журнал ведь тоже вещь, а вещь быстро входит в систему товарно-денежного оборота, которой мы стараемся противостоять. Каждый раз ищешь деньги, чтобы просто потом дарить то, что сделал. Каждый дар опровергает систему бесконечной купли-продажи».

Что еще?

Презентация второго выпуска бумажного журнала «Политпропаганда» прошла во дворе Государственного Эрмитажа, это была спонтанная несогласованная акция. Видео, сделанное во дворе музея, перемежается фрагментами видеозаписей, сделанных Павленским. Видео как медиум в последнее время интересует его все больше. Это почти документальные съемки, как говорит сам Павленский, «на грани журналистики». Он снимает безликие тела (голова «отрезана» рамкой кадра) и фиксирует речь, которая представляет маргиналов — от бомжей до нацистов. В кадре остается только тело, шрамы и татуировки на котором более красноречивы, чем сами слова, и рассказывают иную, альтернативную историю жизни людей, которых не дай бог встретить в темной подворотне.

«Проект “Политпропаганда” всегда на границе. Все мои работы идут параллельно с созданием политических прецедентов, акций. Вот на видео анонимный националист, его тело покрыто шрамами, и он рассказывает историю убийства. Это могла бы быть журналистика. Но мне важно, что видео строится на том, что то, что и как он говорит, и само его тело — большой сгусток насилия, и перед нами и следы насилия, и язык насилия».

Петр Павленский. Фиксация. 10 ноября 2013. Фото: Максим Змеев

Почему это искусство?

Тут есть интересный нюанс, который даже не столько относится именно к Павленскому, сколько опровергает основные общенародные претензии к современному искусству в целом. Дело в том, что на фоне их (и на общем фоне современного искусства) Павленский выступает прямо-таки титанической фигурой, прямым продолжателем ренессансной художественной этики. У широкой публики, в смысле, публики, не обученной и не стремящейся знать и уметь читать язык современного искусства, ведь какие к этому искусству основные претензии? Ко всей этой абстрактной мазне, минималистическим шарикам-кубикам, черным квадратикам и инсталляциям из говна и палок? «Какое же это искусство, если я тоже так могу!». Так вот Павленский с его вдохновенным членовредительством как раз возрождает более чем классический идеал искусства как выхода к пределам человеческого и в область надчеловеческого посредством визуального высказывания. Демонстративные самоповреждения люди считывают и как мазохизм, и как самопиар, и как истерику, но кто бы и чем бы ни считал прибитые гвоздем к брусчатке тестикулы или отрезанный кусок уха, никто не бросит в адрес добровольного мученика: «Я тоже так могу».

Даже для тех, кто считает Петра идиотом или наймитом Госдепа (неважно, кто это — неискушенный читатель желтой прессы, который крутит пальцем у виска, или искусствовед, подводящий теоретическую базу под несостоятельность идеологической платформы и ее визуальной репрезентации у Павленского), Павленский реабилитирует понятие подвига, выхода за пределы инстинкта самосохранения, для которого нужны очень веские основания, и представить эти основания как веские и есть задача художника. Задача настолько предельная, что здесь уже нерелевантно «я тоже так могу» — нет, не можете. Даже за вымышленный грант от Госдепа или от кого бы то ни было еще вы не вколотите по собственной воле себе гвоздь в яйца. В этом и разница.

Попросивший политического убежища во Франции Пётр Павленский в интервью Deutsche WelLe рассказал о своей жизни во Франции.

«Прибитые к кремлёвской брусчатке»

Пётр Павленский широкой публике известен не своими полотнами, а акциями против существующей политической реальности.

К примеру, акция «Шов»: Павленский зашил себе рот и два часа стоял в одиночном пикете у Казанского собора в Санкт-Петербурге — так он поддерживал панк-группу Pussy Riot, над участницами которой в 2012 г. проходил судебный процесс.

Петр Павленский
 Фото: facebook.com

Во время акции «Отделение» Пётр уселся голым на заборе института психиатрии им. Сербского и отрезал себе ножом мочку уха. Так он протестовал «против использования психиатрии в политических целях».

Но, пожалуй, самой нашумевшей стала «Фиксация»: в ноябре 2013 г. Павленский прибил гвоздём собственную мошонку к каменной брусчатке Красной площади. «Голый художник, смотрящий на свои прибитые к кремлёвской брусчатке яйца, — метафора апатии, политической индифферентности и фатализма современного российского общества», — объяснил смысл акции Павленский.

После акции «Угроза», когда «художник» поджёг дверь здания органов госбезопасности на Лубянке, было заведено уголовное дело и его отправили в СИЗО, но он был освобождён в зале суда с наказанием в виде штрафа. Изрядная часть нашей либеральной общественности восхищалась смелостью и креативом «борца с режимом», активно голосуя в его поддержку лайками в Сети.

Художник Пётр Павленский.

«Он был пустой»

В январе 2017 г. Пётр Павленский после обвинения в изнасиловании эмигрировал во Францию. Получив политическое убежище, он с семьёй поселился в Париже. От всех государственных льгот, которые предоставляют французские власти, акционист отказался — «принципиально не хочу получать деньги от какого бы то ни было государства». Но, как поведал Павленский в интервью Deutsche Welle, особых материальных проблем он не испытывает. Жильё отличное, правда, чужое: «Дом, в котором мы сидим, мы его захватили». По его мнению, такая жизненная позиция свойственна всем истинным французам: «Мы живём так, как живёт большинство парижан. Эти люди не идентифицируют себя с эмиграцией или туристами, они живут захватами, кражами и перераспределением собственности. Французы в принципе стоят на позиции, что работать должны мигранты, а платить туристы. Поэтому и мы так же: не работаем, не платим», — говорит борец с путинским режимом.

На питание в Париже он тоже решил не тратиться и попросту ворует продукты: «Еду мы берём в магазинах». По его словам, это легко: в Париже «охрана не очень внимательна». Также можно воспользоваться и чужим автомобилем, ибо «слабо охраняется и контролируется транспорт».

Художник Петр Павленский у здания Мещанского суда Москвы после оглашения приговора по делу о поджоге двери здания ФСБ на Лубянке.

Кстати

А где Pussy Riot?

Несколько лет назад Запад также привечал и других «борцов с режимом» — панк-группу Pussy Riot, участницы которой в 2012 г. устроили в храме Христа Спасителя так называемый панк-молебен «Богородица, Путина прогони», после чего на Н. Толоконникову и М. Алёхину было заведено уголовное дело.

Выйдя на свободу после амнистии в декабре 2013 г., Толоконникова и Алёхина анонсировали проект «Зона права» для помощи заключённым. Но вскоре между ними произошёл разлад.

Сегодня Толоконникова с мужем Верзиловым выступают с акциями на Западе, где у них есть знакомые, поддерживающие «политических узников». Мария Алёхина английского не знает, потому выступает с панк-концертами в России.

Смотрите также:

Добавить комментарий